Производство вина в России приблизилось к новому историческому минимуму
Производство вина в России продолжает снижаться и по итогам 2018 года может упасть ниже уровня прошлого года. При этом 2017-й стал для российского виноделия худшим за последнее десятилетие: по его итогам было произведено всего 31,9 млн дал, и это стало рекордным минимумом с 2007 года.
За январь—ноябрь 2018 года, согласно данным Росстата, в России произвели 28,2 млн дал вина (без учета шампанского и игристых вин). Это на 4,7% меньше, чем за 11 месяцев 2017 года, когда было разлито 29,6 млн дал. В декабре виноделы надеются разлить больше, чем в прошлом году, — около 3 млн дал вина, но выйти хотя бы на уровень прошлого года может не получиться, сетует президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Для сравнения, в декабре 2017 года было разлито гораздо меньше ожиданий собеседника РБК — всего 2,3 млн дал. За последние два года преодолеть планку производства в 3 млн дал за месяц удавалось всего трижды (в марте и августе 2017-го, а также в августе 2018-го). Объем производства вина за 11 месяцев текущего года несколько ниже, чем в прошлом году, признают в Минсельхозе, но по итогам года прогнозируют улучшение ситуации (за счет чего, в министерстве, правда, не уточняют).
Год назад основной причиной падения производства Минсельхоз называл плохую погоду: из-за долгой зимы и холодного дождливого лета часть урожая винограда была потеряна. Но эксперты и участники рынка объясняли это иначе: наблюдавшаяся в 2014–2015 годах «патриотическая» волна интереса к российскому вину спала, в рознице присутствует много относительно недорогих качественных импортных вин, а часть потребителей переориентировалась на более дешевые фруктовые вина.
В этом году с урожаем винограда лучше: по данным Минсельхоза, было собрано 520 тыс. т, что выше показателей прошлого года (министерство их не уточнило на момент публикации). Леонид Попович приводит другие цифры: по прошлому году — 540 тыс. т, в текущем году — 550–560 тыс. т. Объем производства виноматериалов выше, чем в прошлом году, причем существенная их часть была переработана в винный и коньячный дистилляты, подчеркивают в Минсельхозе. По сравнению с прошлым годом производство винных дистиллятов выросло почти в пять раз, коньячного — на 12%.
В начале года виноделы прогнозировали, что смогут выйти на уровень прошлого года, рассказывает Попович. Но они столкнулись со снижением потребительского спроса, поясняет он. «У людей просто не хватает денег на хорошее вино, и большинство покупателей заменили этот продукт на винные напитки. Они стоят значительно дешевле, в них добавляют ароматизаторы и подсластители, создавая иллюзию хорошего вина», — говорит Попович.
Рынок российского вина в целом не упал, происходит внутреннее перераспределение в пользу импорта и, возможно, в какие-то другие категории винодельческой продукции, пояснил РБК руководитель проекта WineRetail Александр Ставцев. По словам эксперта, такой результат можно считать коррекцией после серьезного роста отечественного вина в 2014–2016 годах на фоне резкого увеличения курса валюты, которое повлекло значительное снижение доли импортной продукции. По его предварительным данным, в текущем году сохранится умеренный рост доли импортного вина, примерно равный темпам снижения производства российского продукта. Он подчеркнул, что падение прежде всего затронуло компании, не имеющие собственной сырьевой базы, и небольшие винодельни, а те компании, которые могут работать с крупным ретейлом и располагают достаточными объемами продукции, за счет логистики сохраняют и будут сохранять конкурентное преимущество.
Что думают про новый антирекорд производители и сети — в обзоре РБК.