Минтранс поручил разобраться в сбое обслуживания рейсов из-за тумана
Причинами сбоя в обслуживании 106 самолетов, которым пришлось 1–3 ноября приземляться на запасных аэродромах из-за тумана в Московском регионе, стало «недостаточное взаимодействие» между авиакомпаниями, аэропортами и Госкорпорацией по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД).
Замглавы Минтранса Игорь Чалик поручил найти причины этого сбоя и не допустить их в будущем. Это следует из протокола совещания, которое 8 ноября провел заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой с участием авиакомпаний, аэропортов и Госкорпорации по ОрВД. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердил источник, близкий к одному из аэропортов.
В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев. РБК направил запросы представителю Росавиации и участникам совещания, включая аэропорты Москвы и Нижнего Новгорода, а также авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Победа», Utair, Azur Air и Nordwind.
Почему возник сбой
Все три московских аэропорта — Шереметьево, Домодедово и Внуково, а также подмосковный аэропорт Жуковский были по сути закрыты из-за густого «радиационного тумана», накрывшего столичный регион вечером 1 ноября. Из-за этого за три дня, до 3 ноября, на запасные аэродромы ушло 106 воздушных судов, 40 из них — в Нижний Новгород. «При этом из 106 воздушных судов только 66 ушли на запасные аэродромы, указанные в плане полета», — указано в протоколе. Таким образом, почти 40% рейсов оказались в Нижнем Новгороде, не предупредив об этом заранее.
Пилоты традиционно выбирают нижегородский аэродром в качестве запасного, так как это самый крупный аэропорт, находящийся ближе всего к московскому региону, на расстоянии около 400 км от Шереметьево, Домодедово, Внуково и Жуковского.
Максимальная загрузка этого аэропорта составляет 27 воздушных судов (по числу стоянок для самолетов). Но 2 ноября ему пришлось принять дополнительно 40 рейсов 12 авиакомпаний, следовавших в Москву из других городов России и ближнего зарубежья. Причем 28 самолетов приземлились в течение одного часа, отмечала пресс-служба аэропорта.
В итоге количество прибывших самолетов превысило нормативную пропускную способность аэропорта, там оказалось более 5 тыс. пассажиров. Параллельно с прибывшими на запасной аэродром самолетами аэропорт обслуживал рейсы из собственного регулярного расписания, а это порядка 26 рейсов на вылет (около 3,5 тыс. пассажиров). «Его инфраструктура, в том числе количество стоянок, трапов и техники, не рассчитана на единовременное обслуживание такого количества воздушных судов, и они обслуживались в порядке очереди», — сообщала пресс-служба аэропорта.
В соцсетях появились многочисленные видео, снятые на мобильные телефоны, где пассажиры рассказывали о том, что их по 6–8 часов не выпускают из самолетов, которые стоят на взлетной полосе в Нижнем Новгороде, и не дают ни еды, ни воды. На эту ситуацию обратили внимание Следственный комитет, Приволжская транспортная прокуратура и нижегородский губернатор Глеб Никитин. По словам Никитина, аэропорт постоянно информировал перевозчиков о своих возможностях, в том числе о количестве трапов и способности высадить пассажиров из самолетов, а решения принимали сами авиакомпании. Только утром 3 ноября в аэропорту сообщили, что все рейсы, приземлившиеся в нем из-за непогоды в Москве, вылетели в пункт назначения.
На совещании в Росавиации отдельно отметили, что, несмотря на такое количество дополнительных рейсов, службы аэропорта не допустили «авиационных событий и серьезных негативных последствий».
Как можно избежать новых сбоев
Чтобы избежать подобных сбоев в будущем, участники совещания в Росавиации сформировали четыре основные рекомендации:
- Авиакомпаниям нужно разработать и согласовать процедуры и методику взаимодействия с аэропортами (операторами аэродромов) и Госкорпорацией по ОрВД в случаях принятого решения об уходе на запасной аэродром из-за плохих метеоусловий. Сейчас аэропорты фактически не участвуют в принятии решения о выборе запасного аэродрома, оперативное обсуждение происходит только между экипажем и диспетчером. «Аэропорт по большому счету ставится перед фактом. Но диспетчер в курсе возможностей аэропорта — диалог между ними есть», — пояснил РБК пилот крупной российской авиакомпании.
- При совершении рейсов в аэропорты Московского региона авиакомпаниям надо указывать в плане полетов альтернативные запасные аэродромы за пределами Москвы и Жуковского.
- В свою очередь, аэропортам надо «незамедлительно информировать» авиакомпании и Госкорпорацию по ОрВД о загруженности аэродрома и его возможностях для приема самолетов.
- Диспетчерам же необходимо «своевременно выдавать метеорологическую, аэронавигационную и другую имеющуюся информацию» по выбранному экипажем альтернативному запасному аэродрому.
На совещании в Росавиации также обсуждалась возможность доведения аэродрома Внуково до возможности приема самолетов по категории IIIA Международной организации гражданской авиации (ICAO), Шереметьево — по категории IIIB с основным курсом посадки. Эти категории свидетельствуют о способности принимать самолеты в зависимости от видимости в аэропорту. Так, в условиях нулевой видимости самолеты могут принимать аэродромы с категорией IIIC. В России таких аэродромов нет.
«В указанный период (1–3 ноября. — РБК) Шереметьево отработал без сбойных ситуаций», — сообщил РБК начальник пресс-службы аэропорта Роман Генис. Аэродром Шереметьево допущен к эксплуатации в условиях IIIА категории ICAO с минимумом 15 м по нижней границе облаков и 175 м по дальности видимости. Взлетно-посадочные полосы Шереметьево оснащены новейшими инструментальными радиомаячными системами захода воздушных судов на посадку и современным светосигнальным оборудованием, позволяющим эксплуатировать аэродром Шереметьево во всепогодном режиме, сказал Генис. «Принятие дополнительных мер со стороны Шереметьево с учетом вышеизложенного не планируется», — отметил он. Таким образом, Шереметьево не планирует увеличивать категорию приема самолетов.