Власти выявили новый тренд в производстве нелегального алкоголя
С начала текущего года Росалкогольрегулирование (РАР) выявило и ликвидировало более 100 нелегальных заводов и цехов по производству и хранению нелегального алкоголя, рассказали РБК в пресс-службе ведомства. При этом за весь 2015 год было обнаружено и закрыто 56 производств и цехов.
Всего за неполные девять месяцев 2016 года на подпольных заводах представители РАР совместно с сотрудниками правоохранительных органов изъяли более 33 млн л нелегальной продукции — это почти в семь раз превышает показатель за весь 2015 год. Тогда по итогам проверок РАР было арестовано и изъято более 5 млн л сырья и готовой продукции.
«Мы отмечаем следующий тренд: на смену подпольным промышленным цехам приходят кустарные производства. Таких в последнее время все больше. В качестве сырья на таких заводиках используется этанол (медицинская фармсубстанция) в пластиковых канистрах», — рассказал РБК официальный представитель Росалкогольрегулирования Александр Куликов.
«Сайт РАР сегодня больше напоминает криминальную сводку», — сказал генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, отметив, что информация о новых случаях выявления подпольных производств появляется практически каждую неделю. По словам Дробиза, сегодня нелегальный алкоголь зачастую производится в неподобающих помещениях — на складах, в амбарах и коровниках. Контролировать подобные площадки значительно сложнее, чем работу традиционных производств.
При этом в действительности объемы производства нелегального алкоголя в России в 2016 году не увеличатся, а даже сократятся на 250–300 млн л, ожидает Дробиз. Таков примерный объем серой продукции, которая была продана в легальной рознице в 2015 году. После того как 1 января 2016 года в России вступили в силу поправки к закону «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ) и система ЕГАИС заработала в магазинах, нелегальная водка исчезла из розничных сетей.
«Один из факторов, влияющих на повышение результативности контрольных мероприятий, — это распространение ЕГАИС на оптовое и розничное звено, — рассуждает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. — Система позволяет отслеживать движение продукции по всей товаропроводящей цепочке и оперативно выявлять нелегальный алкоголь».
Крупная розница никогда не баловалась продажей нелегального алкоголя, поскольку это влечет за собой изъятие лицензии, говорит председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. «Смысл так рисковать? Сетям это категорически невыгодно и неинтересно», — уверяет эксперт. Иная ситуация, по его словам, с небольшими безымянными магазинами, которые как работали, так и работают без лицензии. Во многих из них алкоголь реализуется и в ночное время, и по ценам ниже рекомендуемых. Введение ЕГАИС на них не повлияло, утверждает Карпов. При этом эффективной мерой по борьбе с нелегальным алкоголем он считает исключительно контроль со стороны надзорных органов, в частности ежедневные рейды министерства потребительского рынка и услуг Московской области по магазинам.
По оценкам ЦИФРРА, в этом году будет продано около 200 млн л нелегальной водки и 200 млн л самогона, а продажи суррогатной продукции (аптечные настойки и спиртосодержащие жидкости двойного назначения) составят 550 млн л.
Итоги проверок РАР являются результатом «слаженной работы в рамках правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка и по развитию «дорожной карты» по стабилизации ситуации на алкогольном рынке», сказала РБК Наталья Платонова, представитель вице-премьера Александра Хлопонина, курирующего алкогольную отрасль на уровне правительства.
Совладелец алкогольной компании «Синергия» Александр Мечетин подтверждает, что работа с контрафактом активизировалась и со стороны Минфина, включая подконтрольные ему РАР и Федеральную таможенную службу, и со стороны правоохранительных органов. «Активизация связана с тем, что [бюджету] требуется большее количество денег при снижении цен на нефть, — предполагает Мечетин. — Отлично, что это проявляется в такой форме».
15 января 2016 года президент Владимир Путин подписал указ о переходе Росалкогольрегулирования в ведение Минфина. Ранее РАР было подведомственно напрямую правительству.