ExxonMobil опротестовала в суде штраф за нарушение санкций против России
Как сообщает агентство Reuters, ExxonMobil опротестовала решение властей США оштрафовать ее на $2 млн за сделки с «Роснефтью» весной 2014 года после введения санкционного режима. В заявлении компании говорится о том, что данное решение является «абсолютно несправедливым». В этой связи ExxonMobil обратилась в суд Техаса с требованием отменить штраф.
Ответчиками по иску стали министр финансов США Стивен Мнучин, глава курирующего санкции подразделения Минфина США OFAC Джон Смит, а также само OFAC.
В нефтяной компании указали, что действовали в полном соответствии с указаниями администрации Барака Обамы, которые не запрещали совместную деятельность американских компаний с «Роснефтью». Как указал пресс-секретарь ExxonMobil Алан Джефферс, со стороны российской компании с американцами действительно подписывал документы оказавшийся в санкционном списке Игорь Сечин. Однако ExxonMobil заключала соглашение не с ним лично, а именно с руководителем «Роснефти».
В ExxonMobil подчеркнули, что компания работала с российской компанией с конца 1980-х и американское правительство всегда поддерживало эту деятельность. Работами же на Дальнем Востоке, отношение к которым имели соглашения 2014 года, компания занималась с начала 1990-х, указывается в тексте искового заявления.
По словам Джефферса, Министерство финансов теперь пытается ретроактивно по-новому интерпретировать прежние правила.
При этом ExxonMobil процитировала заявление Минфина США от мая 2014 года, в котором указывалось, что гражданин США Боб Дадли имел право работать в совете директоров «Роснефти». Ссылаясь на заявление Госдепа, а также перепечатавшие его газеты Wall Street Journal и Times, компания указывает, что Дадли не запрещено иметь дела с Сечиным.
«В мае 2014 года ExxonMobil и «Роснефть» подписали соглашения о совместной деятельности по освоению семи участков недр, расположенных в Карском, Чукотском морях и в море Лаптевых в рамках продления срока действия соглашения о стратегическом сотрудничестве (доля ExxonMobil составляет 33%)», — отмечается в отчетности ExxonMobil за 2014 год.
Игорь Сечин попал в санкционный список США 28 апреля 2014 года. Соглашения ExxonMobil с «Роснефтью» были заключены с 14 по 23 мая 2014 года.
В июле 2014 года OFAC направило Exxon повестку, в которой уведомило, что компания, возможно, нарушила санкционный режим, заключив с «Роснефтью» восемь соглашений, подписанных Сечиным. При этом на тот момент, как пишет Exxon в иске, OFAC само признавало в обсуждениях с юристами компании, что еще не пришло к выводу о легальности подписания корпоративных соглашений с лицом из списка SDN, выступающим как представитель своей компании, а не как частная персона. Exxon утверждает, что в отсутствие официальных разъяснений OFAC во время заключения договоров с «Роснефтью» опиралась на интерпретацию и руководства со стороны Белого дома и Минфина США, которые публиковались на их сайтах или в американских СМИ со ссылкой на чиновников Минфина.
Из этих документов и комментариев, выходивших в апреле-мае 2014 года, следовало, уверяет Exxon, что Сечин внесен в санкционный список как частное лицо, санкции против него не должны повлиять на отношения американского бизнеса с «Роснефтью» и американцы имеют право взаимодействовать с Сечиным, например в совете директоров «Роснефти» (как глава BP Боб Дадли, гражданин США), до той поры, пока Сечин действует как представитель своей компании.
Уже в августе 2014 года, после начала непубличного процесса с Exxon, OFAC выпустило на сайте Минфина США в разделе «Часто задаваемые вопросы» о санкциях рекомендацию американским компаниям и гражданам остерегаться подписания соглашений с лицами из списка SDN, даже если компания, которую такие лица представляют, не находится в санкционном списке.
В 2014 году руководителем ExxonMobil был Рекс Тиллерсон. В настоящее время он является государственным секретарем США и отвечает за соблюдение санкционного режима в отношении России. В самом Госдепе комментировать штраф в четверг отказались.
Как ранее заявил РБК представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев, ExxonMobil всегда «очень внимательно подходил» ко всем действиям в рамках санкций и согласовывал их с санкционными юристами. «Я не представляю себе действий Exxon, которые не были заранее с санкционными юристами обсуждены», — добавил он.
Леонтьев указывает на то, что Игорь Сечин внесен в санкционные списки как физическое лицо, но не как исполнительный директор, то есть как представитель исполнительного органа «Роснефти», по мнению американских санкционных юристов, он мог подписывать соглашения. «Он выступал не как физическое лицо в собственных интересах, а как исполнительный директор компании, с которой совершались действия, не подпадающие под санкционные ограничения», — подчеркивает Леонтьев.
«Все это висело в открытом доступе в течение трех лет. Как мы неоднократно говорили, характер санкций и их применения американскими службами настолько произвольные, что этот случай просто является одной из иллюстраций», — добавил он.