Власти США оштрафовали ExxonMobil за сделки с «Роснефтью»
Сообщение о штрафе для ExxonMobil размещено на сайте Минфина США. Как отмечается в сообщении, компания и ее дочерние структуры (ExxonMobil Development Co. и ExxonMobil Oil Corp.) нарушили §589.201 санкционного законодательства, введенного в связи с украинскими событиями. Этот параграф предполагает запрет на сделки с лицами из санкционного списка.
Нарушения с участием компании произошли в период с 14 по 23 мая 2014 года. Тогда руководители структур ExxonMobil подписали восемь соглашений, касающихся нефтегазовых проектов в России. Соглашения, как отмечает Минфин США, были подписаны с главным исполнительным директором «Роснефти» Игорем Сечиным. Глава «Роснефти» находится в санкционном списке США с апреля 2014 года.
Как заявил РБК представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев, ExxonMobil всегда «очень внимательно подходил» ко всем действиям в рамках санкций и согласовывал их с санкционными юристами. «Я не представляю себе действий Exxon, которые не были заранее с санкционными юристами обсуждены», — добавил он.
Леонтьев указывает на то, что Игорь Сечин внесен в санкционные списки как физическое лицо, но не как исполнительный директор, то есть как представитель исполнительного органа «Роснефти», по мнению американских санкционных юристов, он мог подписывать соглашения. «Он выступал не как физическое лицо в собственных интересах, а как исполнительный директор компании, с которой совершались действия, не подпадающие под санкционные ограничения», — подчеркивает Леонтьев.
«Все это висело в открытом доступе в течение трех лет. Как мы неоднократно говорили, характер санкций и их применения американскими службами настолько произвольный, что этот случай просто является одной из иллюстраций», — добавил он.
Представитель ExxonMobil пока не ответил на запрос РБК.
В августе 2014 года OFAC — курирующее санкции подразделение Минфина США — уточняло, что запрещены любые транзакции, в которых участвует фигурант санкционного списка — даже в том случае, если физическое лицо действует от имени незаблокированной структуры. OFAC подчеркивала, что американские компании не имеют права заключать соглашения, подписанные лицом из санкционного списка.
В сообщении Минфина США не уточняется, о каких именно соглашениях между «Роснефтью» и ExxonMobil идет речь. Однако, как сообщалось на сайте «Роснефти», 23 мая 2014 года президент «Роснефти» Игорь Сечин и президент ExxonMobil Development Нил Даффин подписали договор о продлении срока действия стратегического соглашения по реализации проекта «Дальневосточный СПГ». Договор предусматривал выполнение инженерных изысканий на суше и в море летом 2014 года.
Тогда же Сечин и президент ExxonMobil Russia Глен Уоллер подписали соглашение об оказании консорциумом «Сахалин-1» комплекса услуг по бурению, добыче, подготовке, транспортировке, хранению и погрузке углеводородов, добытых на северной оконечности месторождения Чайво, с использованием инфраструктуры консорциума «Сахалин-1» в соответствии с лицензионными обстоятельствами и совместной Технической схемой разработки, отмечалось в сообщении «Роснефти». О других соглашениях или договорах, заключенных в мае между «Роснефтью» и структурами ExxonMobil, на сайте «Роснефти» не сообщается. На момент подписания сделок, повлекших штраф, ExxonMobil возглавлял Рекс Тиллерсон, ныне — госсекретарь США.
«В мае 2014 года ExxonMobil и «Роснефть» подписали соглашения о совместной деятельности по освоению семи участков недр, расположенных в Карском, Чукотском морях и в море Лаптевых в рамках продлении срока действия соглашения о стратегическом сотрудничестве (доля ExxonMobil составляет 33%)», – отмечается в отчетности ExxonMobil за 2014 год.
ExxonMobil является давним партнером «Роснефти», однако в 2014 году, после того как Европейский союз и США ввели санкции в отношении энергетического сектора России, активность компании на российском направлении значительно сократилась. Во исполнение санкций были свернуты работы Exxon на российском арктическом шельфе, в Черном море, а также на суше в Западной Сибири.
В апреле 2017 года ExxonMobil попросила Минфин США вывести из-под антироссийских санкций совместные проекты компании с «Роснефтью» и разрешить ей бурение в Черном море. В Минфине после консультаций с президентом США Дональдом Трампом заявили, что не намерены делать исключений для Exxon.