Интересное кино: секреты русского бизнеса Sony всплыли на Wikileaks
В конце прошлого года хакеры (северокорейские, как считает Вашингтон, но фирма Taia Global обнаружила и российский след) взломали серверы американской компании Sony Pictures Entertainment (SPE), принадлежащего японской Sony производителя и дистрибьютора кинофильмов и ТВ-контента. 16 апреля сайт утечек Wikileaks выложил полный и обработанный архив, состоящий из 30 тыс. документов и 173 тыс. электронных писем компании. Sony косвенно подтвердила подлинность архива, заявив, что «категорически осуждает проведенное индексирование похищенной частной информации сотрудников и других лиц и информации, предназначавшейся для привилегированных пользователей». Что нового можно узнать о российском бизнесе SPE из взломанного архива?
Как Sony изучала санкционные риски
После того как Крым проголосовал за присоединение к России, менеджеры Sony были озабочены несколькими проблемами: стоит ли продолжать прокат фильмов в Крыму, и если да, то как — учитывая смену законодательства с украинского на российское и введенные санкции США. Дистрибьютором фильмов Sony в Крыму была украинская компания B&H Film Distribution. «Мы в течение многих лет регулярно снабжали кинотеатры Крыма, как региона Украины, в полном соответствии с нашими лицензионными соглашениями с B&H Films. Этот регион генерирует 5% валовых кассовых сборов на Украине», — пишет 26 марта 2014 года менеджер Sony своим коллегам. Он передает, что крымское управление культуры получило указание от Министерства культуры России, что все местные кинотеатры должны перерегистрироваться как российские юрлица. До завершения этого процесса можно показывать картины на украинском языке (именно так в марте в Крыму были показаны мультфильм «Рио 2» и картина «Ной»), но затем предстоит сделать выбор — «будем ли мы поставлять [кинопродукцию] в регион, не признанный правительством США». «Наше намерение — продолжать вести бизнес, если это возможно», — отвечает тогдашний вице-председатель SPE Джефф Блэйк (уволился в июле 2014-го).
Параллельно топ-менеджеры компании обсуждали американские санкции и возможные российские контрмеры. Переписка показывает, что в Sony всерьез опасались ответных действий России, которые могут затронуть интересы американского бизнеса. Одновременно возникают оперативные вопросы, касающиеся контактов с российскими компаниями, которые первыми попали в санкционный список SDN Минфина США. «У нас нет отношений/счетов с банками под санкциями, но у некоторых наших вендоров есть. В результате мы периодически переводим платежи этим банкам на счета вендоров. Что нам делать? » — интересуется советник SPE по комплаенсу. «Я бы рекомендовал, чтобы вендоры завели счета в других банках, которые не были внесены в санкционный список», — отвечает юрисконсульт.
У принадлежащего Sony Pictures Television продюсерского центра «Леан-М» «есть шоу, которое в настоящее время идет на канале РЕН ТВ, «дочке» санкционированного банка «Россия», то есть канал фактически находится под американскими санкциями», говорилось в электронном письме 4 июня (банк «Россия» был внесен в список SDN 20 марта 2014 года). «Нельзя заключать никаких новых соглашений о производстве нового контента с РЕН ТВ, до тех пор пока с банка «Россия» не будут сняты американские санкции, — предупреждает менеджер Sony по итогам консультаций со сторонними юристами. — Но «Леан-М» может получать деньги от РЕН ТВ за любой контент, произведенный до введения санкций против банка «Россия».
Наконец, санкции едва не затронули Art Pictures Vision, которая занимается производством телефильмов и сериалов и входит в группу Art Pictures Федора Бондарчука. В начале марта 2014 года, до введения санкций против банка «Россия», связанная с ним Национальная медиа группа (НМГ) купила 50% Art Pictures Vision. Из переписки менеджеров SPE ясно, что они проверяли, не подпадает ли Art Pictures под санкции. Sony Pictures и Art Pictures сотрудничали в производстве российского сериала «Первая любовь». Юристы пришли к выводу, что сотрудничество можно продолжать, поскольку «все эпизоды сериала были произведены до санкций США и к ним применяется «поправка Бермана» (Berman Amendment). Это положение, принятое в 1988 году по инициативе конгрессмена Бермана, исключает из санкционных ограничений «информационные материалы», в том числе фильмы.
Поправка Бермана выводит из-под санкционных требований США любой произведенный до введения санкций контент, включая российский, «поэтому российское или американское юридическое лицо может вступать в лицензионные соглашения по такому контенту с юрлицами, находящимися под санкциями», заключал менеджер Sony в письме от 4 июня.
Во время, относящееся к переписке SPE, санкции США требовали применения американскими компаниями «правила 50%», по которому ограничения автоматически распространяются на любую структуру, которая хотя бы на 50% принадлежит физическому или юридическому лицу, внесенному в санкционный список SDN (в августе 2014 года Минфин США еще более ужесточил это правило). Доля банка «Россия» в НМГ, управляющей телеканалом РЕН ТВ и владеющей 50% Art Pictures Vision, не достигала 50% (см. прошлогоднее расследование РБК по структуре акционеров НМГ), но Sony Pictures, как видно из переписки на Wikileaks, предпочитала не рисковать и трактовала НМГ как структуру под санкциями.
Проверки в московском офисе
В феврале 2014 года старший вице-президент SPE по комплаенсу Синди Сэлмен уведомила токийскую штаб-квартиру Sony о предполагаемом конфликте интересов, в котором заподозрили управляющего директора Sony Pictures Television International Productions Russia Марию Смирнову. В следующем месяце Сэлмен изложила подробности: из Москвы донесли, что телепроизводственная компания «Леан-М» (принадлежит Sony) пользовалась услугами фирмы «И.А. Продакшн», 50% которой якобы владеет супруг Марии Смирновой. «И.А. Продакшн» производила телепрограмму по заказу российского филиала Sony Pictures и с 2013 года получила около $2,3 млн авансовых платежей, говорилось в письме 13 марта. Было начато внутреннее расследование. Служба безопасности SPE опросила Смирнову: «она заявила, что ничего не знает про долю мужа в «И.А. Продакшн» и что не получала какой-либо финансовой выгоды от платежей в адрес «И.А. Продакшн».
В 2012 году муж Смирновой владел половиной «И.А. Продакшн», но к началу 2014 года компанией уже единолично владела другая сторона, не связанная с Sony Pictures, указывалось в письме. «Мы проверяем дату смены собственника», — пишет Сэлмен, добавляя, что «нынешним владельцем «И.А. Продакшн» является сын бывшего министра культуры».
В выписке из ЕГРЮЛ, проверил РБК, говорится, что компанией «И.А. Продакшн» владеет Александр Михайлович Швыдкой (Михаил Швыдкой возглавлял Министерство культуры в 2000–2004 годах). Швыдкой-младший стал владельцем 100% компании в мае 2012 года, до этого ему принадлежало 50%, а второй половиной владел продюсер Илларион Смирнов.
«Инциденты, о которых идет речь в переписке, полностью исчерпаны, претензий ко мне со стороны Sony Pictures Television нет», — передала РБК Смирнова, работающая сейчас в «СТС Медиа». Источник, близкий к бывшему топ-менеджеру, утверждает, что ее муж вышел из капитала «И.А. Продакшн» примерно за год до того, как фирма получила заказ от российского филиала Sony.
«Мы знаем Марию Смирнову как профессионала, следующего самым высоким этическим нормам и стандартам. Мы были информированы о ситуации, связанной с подозрениями Sony. По нашей информации, сведения о любых сколько-либо существенных нарушениях полностью не соответствуют действительности», — сообщил РБК представитель «СТС Медиа».
Смирнова уволилась с поста главы московского офиса Sony Pictures Television International в марте 2014 года, следует из переписки SPE. Она занимала эту должность с 2005 года. В апреле 2014 года было объявлено, что Смирнова переходит в «СТС Медиа» на пост директора по производству, приобретению и управлению программными правами. «Лучшее, что мы можем сделать, это устроить ей хорошие проводы и пожелать удачи. Она будет курировать все наши сделки с СТС», — писала 25 марта президент по международному производству Sony Pictures Television Андреа Вонг.
Переговоры с загадочным русским магнатом
В апреле 2014 года Андреа Вонг написала своим коллегам, что познакомилась в Лондоне с неким Владимиром Земцовым, «который заинтересован в том, чтобы поговорить о возможных инвестициях в фильмы Sony». Выходец из России, Земцов, по ее словам, долго вел переговоры с известным американским кинопродюсером Харви Вайнштейном, но они не договорились об условиях.
«Владимир — крупный лондонский магнат в сфере недвижимости (ему принадлежит около 40 значительных объектов), но он предпочитает оставаться в тени», — пишет Вонг. По ее словам, Земцов, который «не живет в России уже много лет и не имеет связей с правительством», ведет крупную стройку в лондонском Сити совместно с американским миллиардером Роном Берклом, владеет зданием, где находится роскошный ресторан The Wolseley, и знаком с Леонардом Блаватником.
Гендиректор Sony Pictures Майкл Линтон отвечает, что «очень заинтересован» во встрече, а президент SPE Motion Picture Group Дуг Белград был готов встретиться с Земцовым в Лондоне «на следующей неделе» и даже сводить его на премьеру «Нового Человека-паука 2». Чем закончилась эта история, не ясно — упоминаний Земцова в архиве Wikileaks больше нет.
Человека с такими же именем и фамилией, упоминания о котором есть в Рунете, называли «советником губернатора Московской области Бориса Громова» (Громов занимал этот пост до 2012 года). Например, в 2011 году газета «Собеседник» в рубрике «Расследование» писала, что у Громова «был такой советник Владимир Земцов» с гражданством Бельгии и недвижимостью в Лондоне и Нью-Йорке и «в Москве его знали как человека, построившего дворец в Переделкино».
Как Sony лишилась контракта
Весной 2014 года Sony Pictures вела переговоры о финансировании производства будущей картины под названием «Викинг» (или «Принц России») — исторической драмы в 3D с бюджетом $34 млн. Менеджеры Sony рассчитывали, что картина по духу будет напоминать «Сталинград» и может быть показана в России и Китае, «а возможно, и в других странах». Продюсировать ленту должна была компания «Дирекция кино» (ДК) Анатолия Максимова, с которой Sony уже сотрудничала в производстве фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» 2011 года.
ДК попросила инвестировать $7 млн в производство «Викинга». Вопрос упирался в то, смогут ли продюсеры заключить гарантийный договор с третьей стороной, чтобы обеспечить завершение производства фильма или возврат вложений Sony, если картину завершить не удастся. Такой страховой инструмент является нормой в американской киноиндустрии, но в России пока не прижился. «Если мы готовы инвестировать $7 млн, то будем смотреть, удастся ли им получить гарантию», — писал один из топ-менеджеров SPE своему боссу Майклу Линтону в марте 2014-го.
Но в мае сделка неожиданно сорвалась — продюсеры договорились с кинокомпанией «Централ Партнершип», которая с начала 2014 года входит в «Газпром-медиа». «Я удивлен, поскольку мы только вчера обсуждали с ними сделку и почти обо всем договорились», — сетует менеджер SPE в письме от 15 мая. Он предполагает, что ДК выбрала «Централ Партнершип», потому что «дочка» «Газпром-Медиа» не требовала гарантии возврата инвестиций. «Мне рассказали, что государственная структура, которая предоставляет финансирование, давила на продюсеров, чтобы закрыть сделку», — пишет менеджер.
Съемки «Викинга» начались в феврале 2015 года, в прокат фильм должен выйти в конце 2016 года. В прошлом месяце Анатолий Максимов заявил, что «иностранные партнеры, в том числе голливудские, не смогли принять участие в проекте, это было болезненно» (цитата по ТАСС).
Кино от Клуни
В октябре 2014 года звезда Голливуда Джордж Клуни в письме сопредседателю совета директоров SPE Эми Паскаль поинтересовался, как Sony относится к идее экранизации книги Билла Браудера «Красный бюллетень: как я стал главным врагом Путина» (вышла в феврале 2015 года). «Мне нравится этот проект [мемуары Браудера]. Это клиент моей жены [супруга актера Амаль Клуни — известный адвокат, представлявшая основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа и экс-премьера Украины Юлию Тимошенко]. Я хорошо знаю эту историю. Книга бросает вызов Путину, но она замечательная. Есть интерес? » — написал Клуни.
Приключения иностранцев в России
Из переписки, опубликованной Wikileaks, следует, что топ-менеджеры Sony активно следили за изменением законодательства на российском медиарынке. 17 сентября 2014 года стало известно, что депутаты трех партий «парламентской оппозиции» в Госдуме внесли поправки в закон «О СМИ», согласно которым зарубежные акционеры с 2016 года не смогут владеть более 20% в капитале компаний, владеющих российскими СМИ. Уже 19 сентября вице-президент SPE по взаимодействию с госструктурами Кит Уивер описал ситуацию в письме другому вице-президенту, главному юрисконсульту корпорации: «Поскольку законопроект составлен небрежно, сложно понять, коснутся ли изменения открытого или же платного вещания и как они отразятся на наших партнерствах. Мы позвонили Энди Каплану [глава Sony Pictures Television], так что он теперь в курсе […] и понимает, что с учетом общей геополитической обстановки мы немногое можем противопоставить Путину с точки зрения лоббирования».
Поправки в закон «О СМИ» были приняты в первом чтении уже 23 сентября. Через неделю законопроект был одобрен Советом Федерации, а 15 октября подписан Владимиром Путиным. Две недели спустя вице-президент SPE по финансовому контролю Кертис Кридер получил письмо от одного из сотрудников — тот просил согласовать формулировку официальной позиции Sony по изменениям в российском законодательстве, поскольку «компания владеет несколькими каналами в России».
Кридер переслал это письмо нескольким вице-президентам, которые в конечном итоге выработали лаконичную формулировку: «Мы в курсе изменений в законодательстве и в данный момент изучаем ситуацию». Сторонние юристы разъяснили Sony, что закон о 20-процентном барьере для иностранцев затронет телеканалы, но не производителей фильмов или телевизионных программ. «В любом случае ущерб будет несущественным, поскольку наши общие инвестиции в Россию составляют лишь $10–30 млн [low 8 figures]», — указывали менеджеры SPE в переписке.
При участии Георгия Макаренко