Экс-гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер возглавил Global Ports
О назначении Баумгертнера гендиректором Global Ports сообщается на сайте компании. На этом посту он сменил Александра Назарчука, который продолжит работать в совете директоров Global Ports. Назарчук остается в совете директоров компании, сообщила Global Ports.
«Есть всего несколько менеджеров с такими способностями сделать сильный бизнес еще сильнее. У него есть нужные знания и опыт для того, чтобы усилить нашу команду», — приводятся в сообщении Global Ports слова Тимена Меестера, председателя совета директоров компании.
«Global Ports — качественная компания с сильной командой и высокими стандартами корпоративного управления, работающая в отрасли с большим потенциалом. Поэтому я с удовольствием принял предложение от акционеров группы», — передала слова Баумгертера пресс-служба компании по электронной почте в ответ на запрос РБК. Баумгертнер оценивает перспективы Global Ports и долгосрочные перспективы рынка как «хорошие», говорится в его ответах.
Назрчук ушел по собственному желанию, это его решение и появилось оно не сегодня, говорит близкий к Global Ports источник, объясняя необходимость назначения нового генерального директора. По его словам, выбор сделан в пользу Баумгертнера, благодаря его опыту: за 10 лет начиная с 2003 года он превратил «Уралкалий» в большую международную компанию, в том числе в качестве гендиректора провел удачное IPO c многократной переподпиской. Кроме того, Баумгартнер свободен от всех предыдущих обязательств, добавляет собеседник РБК.
Кризисные терминалы
Из-за кризиса показатели Global Ports падают. За 2014 год грузооборот российских морских терминалов компании снизился на 5,7% — до 2,4 млн TEUs (эквивалент 20-футового контейнера, единица измерения контейнерного грузооборота) при мощности в 3,51 млн TEUs, говорится в отчете Global Ports. Выручка компании снизилась на 4,5% по сравнению с 2013 годом — до $562,4 млн, убыток составил $197,3 млн. Долг Global Ports за 2014 год сократился с $1,44 млрд до $1,18 млрд, но основные выплаты банкам по кредитам — $804 млн — приходятся на период после 2018 года.
Global Ports владеет пятью контейнерными терминалами в России: «Первым контейнерным терминалом», «Петролеспортом» и «Моби Дик» в порту Петербурга, «Усть-Лужским контейнерным терминалом», а также «Восточной стивидорной компанией» на Дальнем Востоке. Также компании принадлежат сухопутные «Логистика-Терминал» и «Логистический парк «Янино» в окрестностях Петербурга. Кроме того, у Global Ports 50% нефтепродуктового терминала AS Vopak E.O.S. в Эстонии.
Основные акционеры Global Ports — Transportation Investments Holding Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова (30,75%), APM Terminals — портовое подразделение одного из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков Moller-Maersk (30,75%), бывшие владельцы «Национальной контейнерной компании», среди которых Андрей Кобзарь и Шавкат Кары-Ниязов (около 10%). Примерно 20,5% компании торгуются на Лондонской бирже.
Компания страдает из-за кризисного снижения импорта товаров народного потребления и продовольствия, основного контенерного груза российских портов, рассуждает аналитик «Ренессанс Капитал» Александр Казбеги. По его словам, у Global Ports хорошие активы, эффективное управление затратами и новому гендиретору остается задача привлечения новых грузовладельцев на контейнерный рынок.
Годовой доход Баумгентнера в 2013 году, последнем, когда он возглавлял «Уралкалий», журнал Forbes оценил в $5 млн. Global Ports — компания совсем другого масштаба, там компенсация гендиректора может быть вдвое ниже — около $2,5 млн в год, оценивает Анна Цейтлина, ведущий консультант хэдхантингового агентства Alex Primus Executive Search.
Международный скандал
Полтора года, до февраля 2015 года, Баумгертнер находился в центре белорусско-российского скандала и был фигурантом уголовных дел по обе стороны границы.
В июле 2013 года «Уралкалий» объявил, что меняет сбытовую политику и будет продавать удобрения самостоятельно, делая упор на объемах, а не на цене продаж. До этого момента «Уракалий» продавал свою продукцию на экспорт через Белорусскую калийную компанию (БКК), совместное предприятие с государственным «Беларуськалием». Выйти из СП российская компания решила после того, как в декабре 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко отменил монополию БКК на экспорт удобрений.
Баумгертнер поехал в Минск на переговоры с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем, после которых его задержали прямо в аэропорту сотрудники республиканского КГБ. Белорусские власти обвинили менеджера в злоупотреблении полномочиями, а потом и в крупных хищениях. Конфликт вокруг «Уралкалия» быстро перерос в международный: после задержания Баумгертнера Лукашенко публично потребовал смены акционеров «Уралкалия», основным бенефициаром которого тогда был Сулейман Керимов.
В белорусском СИЗО Баумгертнер провел месяц. Размер ущерба, который он якобы нанес Белоруссии оценивался в $100 млн. В конце сентября 2013 года менеджера перевели под домашний арест. Этому предшествовала встреча Лукашенко в Сочи с Владимиром Путиным. Вопрос о смягчении условий содержания Баумгертнера решился именно на ней, рассказывал РБК источник, близкий к «Уралкалию».
В середине октября 2013 года российский Следственный комитет также возбудил дело против Баумгертнера, а Басманный суд заочно решил его арестовать и объявил в международный розыск. Вернуться в Россию Баумгертнер смог только после того, как Керимов и его партнеры в ноябре 2013 года продали «Уралкалий» ОНЭКСИМу Михаила Прохорова и «Уралхиму» Дмитрия Мазепина. Через два дня после объявления о сделке власти Белоруссии согласились на экстрадицию. Следующий месяц Баумгертнер провел в следственном изоляторе «Водник», после чего мера пресечения была изменена на домашний арест.
Баумгертнер жил у себя дома, недалеко от Тверской, ему были разрешены двухчасовые прогулки, общение, но только с близкими родственниками. В сентябре 2014 года, когда следственные действия почти подошли к концу, Басманный суд освободил Баумгертнера из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. Залог в 15 млн руб., как рассказывал РБК знакомый менеджера, внес один из друзей. А в феврале 2015 года прокурор Белоруссии Александр Конюк заявил о прекращении уголовного дела против менеджера в России.