«Нафтогаз» увидел в анбандлинге риски проигрыша $3 млрд «Газпрому» в суде
Модель отделения оператора газотранспортной системы от «Нафтогаза Украины» (анбандлинга), которую поддерживает правительство, ослабит позиции компании на трехсторонних переговорах по газу и грозит проигрышем «Газпрому» в новом арбитраже. Об этом написал в Facebook исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
Он напомнил, что кабмин настаивает на анбандлинге по модели OU, принятой в июле 2016 года. «Следствием выбора именно этой модели анбандлинга может быть проигрыш «Газпрому» в новом арбитраже, который уже инициировал «Газпром», примерно $3 млрд вместо того, чтобы выиграть $11–14 млрд», — отметил Витренко.
По его словам, компания предоставила правительству заключения юристов и экспертов, которые объяснили, почему необходимо выбрать другую модель анбандлинга — ISO. Витренко отметил, что в соответствии с обеими моделями оператор ГТС будет отделен от «Нафтогаза» в 2020 году.
Он пояснил, что поддерживаемая правительством модель ослабит переговорную позицию Киева на трехсторонних переговорах по транзиту газа после 2019 года. «Если эта модель будет реализована, то «Газпром» сможет требовать в арбитраже пересмотр нашего транзитного тарифа в сторону уменьшения, и именно поэтому мы будем вынуждены вернуть «Газпрому» $3 млрд», — подчеркнул он.
Модель OU предусматривает выведение оператора и ГТС за пределы группы «Нафтогаз», а в случае выбора модели ISO газотранспортные активы останутся у компании, однако оператора передадут независимому органу.
Накануне премьер-министр Украины Владимир Гройсман говорил, что модель 2016 года учитывает все требования международных партнеров и не требует внесения изменений в законодательство. «Модель анбандлинга OU — наиболее приемлемая и единственная, которая может быть реализована до конца 2019 года», — отмечал украинский премьер.
В феврале «Укртрансгаз» создал новую компанию — «Оператор газотранспортной системы» — в рамках отделения газотранспортного оператора, соответствующее решение принял «Нафтогаз».
Слушания по иску «Газпрома» об изменении или расторжении контракта на транзит газа и по требованиям «Нафтогаза» о взыскании с российской компании $11,58 млрд назначены на апрель—май 2021 года.