Метод Виолы: как заработать $1,7 млрд на высокочастотном трейдинге
Крутой парень из Бруклина
Винсенту «Винни» Виоле удалось то, что редко удается представителям списка Forbes — заработать миллиардное состояние и остаться непубличной фигурой. Владелец одной из крупнейших в мире высокотехнологичных трейдинговых компаний и клуба НХЛ, совмещающий успешный бизнес с активной благотворительной деятельностью, он предпочитает держаться в тени: о 59-летнем магнате с состоянием $1,7 млрд известно почти так же мало, как о мальчике из итальянской семьи, у которого не было денег, чтобы при посещении матчей его любимых «Нью-Йорк Рейнджерс» позволить себе место с хорошим видом на лед. Возможно, именно в этом кроется секрет его коммерческих достижений и общественного признания.
Виола родился в Бруклине в 1956 году. Его предки — выходцы из городка Валло-ди-Диано (провинция Салерно в итальянском регионе Кампания). Отец — ветеран Второй мировой — работал водителем грузовика. В 1977 году Виола получил степень бакалавра в Военной академии США в Вест-Пойнте — старейшей из пяти военных академий страны, а год спустя — прошел 61-дневный курс боевой подготовки — один из наиболее интенсивных в мире — в Школе рейнджеров армии США. После выпуска из Вест-Пойнта Виола продолжил службу в 101-й воздушно-десантной дивизии армии США и был повышен в звании до майора.
Он уволился в запас в 1982 году, после того как бруклинские друзья познакомили его с миром трейдинга. Сам Виола намеревался продолжить военную карьеру, но его планам помешала болезнь отца. Он покупает себе право торговать на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX), потратив на это $10 тыс. — деньги, которые он накопил за время службы, а также занял у родственников и друзей, — и начинает торговать фьючерсами на бензин. Довольно быстро он зарабатывает репутацию наглого, агрессивного трейдера. Коллеги Виолы вспоминают его горячий нрав и исключительное деловое чутье.
«Поначалу он нервничал, как и другие, кто рискует собственными деньгами», — говорит один из товарищей Виолы. Но друзья присматривали за новичком, и вскоре тот понял, что «если чувствовать конъюнктуру, можно много заработать».
Сам Виола любил сравнивать торговлю на бирже со службой в армии: «Трейдеры ежедневно пропускают через себя море информации, и им необходимо всегда быть начеку, отделять важное от второстепенного, молниеносно принимая решения».
Темперамент не помешал Виоле в 1982 году стать аккредитованным участником NYMEX — статус, позволяющий физическим лицам напрямую торговать в зале биржи, а также использовать более выгодные торговые ставки. К 1990 году Виола успеет заработать миллионы долларов на торговле нефтью. На заре своей карьеры, в 1983 году, он оканчивает Нью-Йоркскую высшую школу права со степенью доктора наук, но не сдает экзамен на право заниматься частной юридической практикой.
Со временем он вливается в управленческую иерархию биржи, и в 2001 году становится главой совета директоров NYMEX, проработав на этом посту до 2004 года. Он помог бирже быстро восстановить работу после хаоса терактов 11 сентября 2001 года и привел ее к IPO, состоявшемуся в 2006 году.
«Виола был, пожалуй, самым неотразимым из председателей NYMEX, но за всем внешним лоском он всегда оставался все тем же упрямым крепышом из Бруклина», — описывает бизнесмена журналист Лия Гудман в своей книге о нью-йоркских нефтетрейдерах.
На сегодня Виола, председатель правления высокочастотного трейдера Virtu Financial, считается одним из наиболее именитых товарных дилеров США. Он основатель и руководитель множества успешных фирм, включая клиринговые компании Pioneer Futures Inc. и International Derivatives Clearing Group (сейчас — LCH.Clearnet), региональную банковскую группу First Bank Group. Виола женат, имеет трех сыновей.
Virtu Financial
Работая на бирже, Виола быстро осознал все преимущества перехода с очной торговли (когда продавец и покупатель находятся в прямом контакте) на электронную. В 2002 году он создает трейдинговую компанию, которая впоследствии трансформируется в одного из крупнейших игроков на рынке высокочастотного трейдинга (HFT) — Virtu Financial. Сейчас фирма работает на 225 площадках в 34 странах, обеспечивая совершение сделок купли-продажи акций, фьючерсов, валюты и других активов за доли секунды. У нее четыре офиса — в Нью-Йорке, Остине, Дублине и Сингапуре.
Virtu в цифрах
Virtu Financial — первая в мире крупная фирма, специализирующаяся на высокочастотном трейдинге (HFT), которая провела IPO на одной из ведущих бирж. 16 апреля компания разместила 16,5 млн акций по $19 за штуку (по верхней границе диапазона) и привлекла $314 млн. Акции Virtu начали обращаться на бирже NASDAQ вечером 16 апреля, открывшись на 21% выше цены IPO.
Основатель и председатель совета директоров Virtu Винсент Виола продолжит безраздельно контролировать свою компанию благодаря владению всеми акциями класса B, дающими право на 10 голосов. Семейный траст TJMT Holdings, представляющий интересы Винсента Виолы и его жены Терезы, после IPO будет контролировать 93,4% голосующего капитала.
$2,6 млрд — капитализация Virtu Financial на IPO
59% — доля Винсента Виолы (через семейный траст) в акционерном капитале Virtu
94% — доля Виолы в голосующем капитале
$1,5 млрд — стоимость пакета акций Виолы на IPO
Virtu Financial, судя по ее финансовым и операционным показателям, является чрезвычайно эффективным бизнесом. Конкурентным преимуществом являются низкие издержки, высокая рентабельность и сверхнизкий риск торговых убытков. Около 50% сделок Virtu прибыльны, утверждает компания. Это не значит, что другая половина — убытки. Американский астрофизик Грег Лафлин, заинтересовавшийся бизнесом Virtu, в прошлом году написал эссе (.pdf), в котором предположил, что в 25% случаев компания закрывает позиции с нулевой прибыльностью. Модель Лафлина, построенная на данных из проспекта IPO Virtu, показала, что вероятность трейдинговых убытков компании по итогам полного торгового дня близка к нулю. И действительно Virtu заявляла в марте 2014 года, что за годы торговли у нее был один-единственный убыточный день, и тот объяснялся не сбоем компьютерных систем, а ошибкой одного из сотрудников.
$723 млн — выручка Virtu Financial за прошлый год
$190 млн — чистая прибыль
67% — рентабельность по скорректированной EBITDA
148 — количество сотрудников Virtu на конец прошлого года
$1,3 млн — чистая прибыль компании в расчете на одного сотрудника
5,3 млн — такое количество торговых сделок совершает Virtu в среднем за день
49% — процент позиций, которые Virtu закрыла с прибылью в 2014 году
Работает на 225 площадках в 34 странах
Иван Ткачев
Изначально размещение Virtu было запланировано на 2014 год, но ее планы смазал выход в свет ставшей бестселлером книги «Быстрые мальчики» (Flash Boys: A Wall Street Revolt), в которой высокочастотный трейдинг был показан в неприглядном свете. Автор, финансовый журналист Майкл Льюис, утверждал, что фондовый рынок США по сути является аферой.
«Семейный бизнес»Виола с раннего детства увлекался спортом. Еще в начале 1960-х годов он болел за хоккейный клуб «Нью-Йорк Рейнджерс». Уже разбогатев, бизнесмен часто посещал матчи НБА. Результатом его страсти к баскетболу стала покупка в 2004 году миноритарной доли в клубе «Нью-Джерси Нетс», которая сделала его вторым по величине инвестором в команду после его партнера Брюса Ратнера.
Как член совета управляющих клуба, Виола принимал участие в операционной деятельности команды, решая различные кадровые и бизнес-вопросы, а также посещая тренировки перед драфтами НБА — ежегодными процедурами набора клубами НБА новых баскетболистов. В 2006 году в декларации, поданной в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, Виола сообщил, что дела «Нью-Джерси Нетс» отнимают порядка 20% его рабочего времени.
В итоге сделка не принесла ему прибыли, предприниматель потерял миллионы на своих вложениях. Единственным плюсом сделки стало знакомство Виолы с другим совладельцем клуба, рэпером Jay Z. В 2009 году 80% клуба купил Михаил Прохоров.
Неудача с Nets не заставила Виолу отказаться от вложений в спорт. В 2013 году он приобрел клуб НХЛ «Флорида Пантерз», признавшись, что к этому его подтолкнула интуиция. По неофициальным данным, покупка обошлась бизнесмену в $240 млн. Виола отмечал, что для него «Флорида Пантерз» — долгосрочное вложение и по-настоящему «семейный бизнес» — по его словам, трое его сыновей так или иначе будут участвовать в управлении командой. Он также пообещал привести клуб к победе в Кубке Стэнли.
Лошади — еще одна сфера, где пересеклись спортивные и деловые интересы миллиардера. Вместе с еще одним выпускником Вест-Пойнта, Терри Финли, Виола инвестирует в выведение чистокровных верховых пород лошадей. Ежегодно со своей женой Терезой и узким кругом друзей он посещает скаковое Дерби в Луисвилле, штат Кентукки, США. Соревнования получили всемирную известность после того, как о них написал основоположник гонзо-журналистики Хантер Томпсон.
Большой патриот
Несмотря на возвращение к гражданской жизни, Виола никогда не порывал со своим военным прошлым. После терактов 11 сентября 2001 года он основывает в своем бывшем вузе в Вест-Пойнте контртеррористический центр. Он — один из членов фонда распределения средств, поддерживающего учащихся-кадетов, при Совете попечителей академии.
Примечательно, что военное дело продолжает интересовать его не только в контексте филантропии и меценатства. Виола числится соавтором учебника о боевой стратегии. Кроме того, он читает лекции о кибернетических войнах и утверждает, что программисты — это солдаты будущего, а основные сражения будут разворачиваться в компьютерных сетях.
«Он большой патриот и меценат, — говорит о Виоле его товарищ по Вест-Пойнту, Майкл Шихан, в прошлом посол, а сейчас руководитель контртеррористического центра академии. — И, само собой, он любит побеждать».
Военное прошлое Виолы не осталось за рамками его бизнес-философии. Как-то раз член совета директоров Virtu, отставной генерал армии Джон Абизаид, организовал для 30 ведущих трейдеров компании трехчасовую конную экскурсию к месту битвы при Литтл-Бигхорн между индейским союзом и солдатами армии США, произошедшей в 1876 году. «Мы говорили о важности доверия к своим коллегам-трейдерам, а также о том, от чего зависит выживание компании во время кризиса», — говорил Абизаид.
Филантроп
Виола — соучредитель и экс-председатель Национального фонда детской образовательной реформы, поддерживающего билингвальное обучение в сообществах эмигрантов;
член фонда распределения средств при Совете попечителей Академии в Вест-Пойнте;
обладатель звания «человек года», присваиваемого Школой Иден для детей-аутистов (Сингапур);
обладатель медали почета, вручаемой Ассоциацией национально-этнических организаций, занимающейся продвижением идей межнационального и межэтнического взаимопонимания и толерантности;
обладатель награды от благотворительной организации «Фьючерсы и опционы для детей», занимающейся сбором средств на медицинские, образовательные и социальные детские программы;
долгое время Виола работает в Национальном итальянском американском фонде, позиционирующем себя как некоммерческая образовательная организация, занимающаяся продвижением итальянской культуры в США.