Министр сельского хозяйства назвал зерновые интервенции вредными
«Мы считаем на данный момент государственные интервенции отчасти вредным механизмом. Почему? И так много зерна, элеваторы переполнены, зерно покупается, а размещать негде», — заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев, выступая в среду, 17 января, в Совете Федерации.
Как передает корреспондент РБК из Совета Федерации, интервенции, по мнению Ткачева, следует «держать в запасе» на случай резкого снижения цен на зерно в некоторых регионах с его профицитом. Но для стабилизации цен сейчас более эффективны другие меры поддержки, в частности стимулирование экспорта, отметил министр.
В конце прошлого года Минсельхоз запустил механизм субсидирования железнодорожных перевозок зерна из Сибири, Поволжья, Урала и Центральной России в южные порты, откуда осуществляются экспортные поставки. Сейчас из регионов, где были велики излишки зерна, например из Новосибирской области, на льготных условиях вывезено более 100 тыс. т сырья и там наблюдается стабилизация цен, добавил Ткачев.
В 2017 году Россия собрала рекордный урожай зерна — 134 млн т. С учетом этого Минсельхоз прогнозирует, что в сезоне 2017/18 года на экспорт будет отправлено около 45–47 млн т. С начала сезона уже было экспортировано 28 млн т, на 35% больше, чем в прошлом сезоне.
Государственные зерновые интервенции проводятся в России с 2001 года для стабилизации внутренних цен. По данным Минсельхоза, сейчас в государственном интервенционном фонде хранится около 4 млн т зерна, затраты на их хранение составляют около 9 млрд руб. в год.
Государственным зерновым оператором и агентом по проведению интервенций выступает Объединенная зерновая компания (ОЗК), в которой 50% плюс одна акция принадлежат Росимуществу, а еще 50% минус одна акция — группе «Сумма» Зиявудина Магомедова.
В прошлом году вице-премьер Игорь Шувалов поручал профильным ведомствам, в том числе Минсельхозу, проработать вопрос о приватизации контрольного пакета Объединенной зерновой компании консорциумом во главе с «Суммой». В августе стало известно, что функции ОЗК по проведению государственных зерновых интервенций могут быть переданы подведомственному Минсельхозу учреждению. Как пояснял «Ведомостям» федеральный чиновник, вывод интервенционного фонда с баланса ОЗК — ключевое условие ее приватизации.
Представитель Объединенной зерновой компании пока не прокомментировал заявление Ткачева в Совете Федерации.
Нужны вагоны
Александр Ткачев рассказал в Совете Федерации о нехватке вагонов для перевозки зерна. При потенциале экспорта в 45 млн т зерна в этом сезоне необходимо увеличить число вагонов на 20–25%, отметил министр. «Совместно с Минтрансом мы работаем над этим вопросом. Потребность в дополнительных вагонах — примерно 7 тыс. единиц», — уточнил Ткачев.
Этой осенью с нехваткой вагонов столкнулись многие отрасли и регионы. В частности, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко предупреждал о проблемах с обеспечением города зерном и возможном росте цен на хлеб. На недостаток вагонов для перевозки также жаловались производители соли, подсолнечного шрота, другой продукции.