Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа пожаловался на Леонтьева в открытом письме Сечину
Руководитель пресс-службы ЛУКОЙЛа Виталий Матушкин на своей странице в Facebook опубликовал открытое письмо главному исполнительному директору «Роснефти» Игорю Сечину. Он подчеркнул, что писал его не как пресс-секретарь крупнейшей частной нефтяной компании России, а как «частное лицо и гражданин Российской Федерации».
В начале письма Матушкин указал, что пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в интервью 15 ноября «позволил себе оскорбительные намеки» в адрес главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова. По его мнению, анализ высказывания Леонтьева в этом интервью «говорит об отсутствии у автора не только этики, но и элементарной логики».
«Уважаемый Игорь Иванович! Не позволяйте одному сотруднику портить образ целой организации. От этого страдает вся российская нефтянка, все государство!» — призвал Матушкин Сечина.
В письме он также обратился к руководству британской BP, владеющей 19,75% «Роснефти». Матушкин утверждает, что поведение Леонтьева «наносит сильный ущерб» имиджу компании во всем мире, и спрашивает, готовы ли британцы «и дальше сносить подобную вакханалию» ради дивидендов.
«Прошу Вас, приведите поведение и высказывания пресс-секретаря «Роснефти» в соответствие с нормами профессионального общения и международными требованиями (не забудьте также про его внешний вид). Ведь пресс-секретарь — это лицо компании, ее уста. Спасите имидж «Роснефти»! Страна и планета должны гордиться ею, а другие компании должны видеть в ней достойного, а не просто большого конкурента», — подчеркнул Матушкин (пунктуация автора сохранена).
Письмо Матушкина было опубликовано на следующий день после того, как представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев, комментируя сайту The insider уголовное дело экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева о вымогательстве и получении взятки, упомянул фамилию главы и основного акционера ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова. «Не знаю, что творится, он <Улюкаев> берет деньги ни за что, вот это наглость. Много. Берет ни за что, просто потому, что такой красивый! Совершенное хамство! Я понимаю, там, Алекперов или другие люди! Совершенно обнаглели!» — заявил Леонтьев. При этом он также подчеркнул, что в этом случае выступает «не как пресс-секретарь «Роснефти», а как Михаил Леонтьев».
Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа пояснил РБК в среду, что в письме представился частным лицом, потому что оспариваемая им позиция Леонтьева также была высказана им как частным лицом. Матушкин сообщил, что не писал и не готовит отдельного письма в BP. Комментировать вопрос, будет ли Вагит Алекперов обращаться в суд с иском о защите деловой репутации, он не стал.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в беседе с РБК признал, что его высказывание в адрес руководителя ЛУКОЙЛа не было «элегантным». «Мое высказывание с упоминанием Алекперова не было элегантным, но я имел в виду в этом сравнении то, что было бы понятно, если бы давали (взятку. — РБК) заинтересованные в сделке (в продаже «Башнефти». — РБК) лица. А Улюкаев брал непонятно за что», — заявил Леонтьев.
Автору открытого письма он посоветовал «обратить внимание на себя». «Матушкин не в себе и своими действиями бессмысленно подставляет Алекперова. Вокруг ситуации с арестом министра наблюдается сильное возбуждение. Люди позволяют себе лишнее, о чем потом будут жалеть», — сказал Леонтьев РБК.
Отвечая на вопрос о реакции Игоря Сечина на письмо Матушкина, представитель «Роснефти» заметил, что ее не было. «Глава «Роснефти» не обязан читать письма частных лиц в Facebook. Он слишком занят для этого», — подчеркнул Леонтьев.
Михаил Леонтьев давал комментарий средству массовой информации, которое обратилось к нему как к представителю конкретной компании, отметил адвокат по корпоративным спорам московской коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев. «Поэтому с оговоркой или без нее про то, что он высказывается как частное лицо, Леонтьев все же выражал мнение компании, так как рядом с этим мнением стояла его должность. Что касается самого высказывания Леонтьева про Алекперова, представители ЛУКОЙЛа имеют полное право подать в суд иск о защите деловой репутации. И я полностью уверен, что они его выиграют», — сказал РБК юрист.
Спор за шельф
В 2015 году Михаил Леонтьев на пресс-конференции подверг сомнению победу ЛУКОЙЛа на конкурсе Роснедр, на котором разыгрывался Восточно-Таймырский участок. В частности, он заявил, что ЛУКОЙЛ, скорее всего, не будет сам разрабатывать участок. «Мы сомневаемся в целесообразности допуска частных компаний на шельф, потому что у них иная форма мотивации. Трудно представить, чтобы частная компания взяла на себя колоссальную нагрузку по разработке шельфа», — говорил Леонтьев
Со своей стороны ЛУКОЙЛ выразил надежду на то, что «этот набор противоречивых тезисов, озвученных должностным лицом «Роснефти», не является официальной точкой зрения компании, и пригрозил пресс-секретарю «Роснефти» иском.
В ночь на 15 ноября Следственный комитет России (СКР) сообщил о задержании Алексея Улюкаева, на тот момент занимавшего пост министра экономического развития России. 15 ноября СКР предъявил Улюкаеву обвинение в получении взятки с вымогательством и в особо крупном размере (ч.6 ст.290 УК). Суд отправил его под домашний арест до середины января. Вечером 15 ноября президент Владимир Путин уволил Улюкаева с поста главы Минэкономразвития из-за утраты доверия.
По версии следствия, Алексей Улюкаев, угрожая создать препятствия для деятельности «Роснефти», потребовал от представителя компании взятку за выдачу положительного заключения и оценки в отношении сделки по приобретению ею 50,08% акций «Башнефти» у государства. СКР заявил, что Улюкаев был задержан с поличным при получении взятки, но не уточнил, где именно произошло задержание. Адвокат Улюкаева Тимофей Гриднев в интервью Business FM 14 ноября сказал, что экс-глава Минэкономразвития считает, что в офисе «Роснефти» в отношении него произошла провокация. «Ведомости» писали, что вечером 14 ноября, за несколько часов до того, как СКР сообщил о задержании, Алексей Улюкаев поехал в офис «Роснефти». «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к ФСБ, сообщил, что Улюкаева задержали после того, как он получил в одном из офисов «Роснефти» кейс, в котором находился $1 млн.
«Роснефть» приобрела контрольный пакет (50,08%) «Башнефти» у Росимущества 12 октября. За акции компания заплатила 329,7 млрд руб. Помимо «Роснефти» на покупку «Башнефти» претендовали еще восемь компаний, включая ЛУКОЙЛ.