Счетная палата раскритиковала законопроект «Росатома» об Арктике
Спор за Арктику
В ежегодном докладе Счетной палаты за 2017 год (у РБК есть копия) аудиторы раскритиковали законопроект по наделению «Росатома» полномочиями по надзору и контролю судоходства на Северном морском пути (СМП).
Надзорное ведомство указывает, что средства на портовую инфраструктуру, созданием которой, согласно законопроекту, займется «Росатом», в бюджете до 2020 года не предусмотрены. «Источники финансового обеспечения вновь возлагаемых на госкорпорацию «Росатом» функций и полномочий не определены, что не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации», — заключили аудиторы.
Представитель «Росатома» в свою очередь заявил, что этот законопроект не предполагает привлечения дополнительных бюджетных расходов на обеспечение предусмотренных им полномочий. Госкорпорация никогда не обращалась в правительство по вопросу финансирования портовой инфраструктуры Северного морского пути.
По поручению президента Владимира Путина «Росатом» в ноябре прошлого года подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти поправки предусматривают, что госкорпорация будет наделена функциями по организации прохода судов по Северному морскому пути (СМП). Сейчас разрешения на проход судов по СМП выдает федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути», созданное в марте 2013 года, оно же отвечает за обеспечение безопасности мореплавания и защиту морской среды от загрязнения.
Администрация СМП подведомственна Росморречфлоту, входящему в структуру Минтранса. «У нас с «Росатомом» единственное разногласие — это администрация Севморпути, кто выдает разрешение на плавание по Северному пути. Мы считаем, что это регулятивная функция, они считают, что так будет удобнее (если «Росатом» сам будет выдавать разрешение на проходку по СМП. — РБК), потому что «Атомфлот» тоже флотовладелец», — говорил в конце апреля глава Росморречфлота Виктор Олерский (цитата по «Интерфаксу»).
Счетная палата отмечает, что законопроект предлагает исключить из полномочий «Росатома» разработку предложений по формированию госполитики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику по развитию и безопасному функционированию атомного ледокольного флота. Эти функции предлагается ограничить только судами атомного ледокольного флота, которые работают в акватории Северного морского пути. Предлагаемые законопроектом изменения в этой части, по мнению Счетной палаты, не соответствуют поручению президента и целям создания «Росатома».
Представитель «Росатома» опровергает этот вывод Счетной палаты: «законопроект не исключает из полномочий «Росатома» разработку предложений по формированию госполитики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику по развитию и безопасному функционированию атомного ледокольного флота и не ограничивает эти функции только судами атомного ледокольного флота, которые работают в акватории Северного морского пути, а, напротив, предусматривает наделение госкорпорации этих полномочий».
Дорогие ледоколы
Счетная палата также сообщает, что в ходе проверки, проведенной в августе—декабре 2017 года, обнаружила условия для возникновения коррупционных рисков в процедурах, связанных со строительством ледоколов.
Строительство ледоколов осуществляется по разработанному в 2009 году техническому проекту, государственная экспертиза которого не проводилась, пишут аудиторы. В ответ на это представитель «Росатома» заявил, что «на сегодняшний день ни один государственный орган в РФ не обладает полномочиями по проведению госэкспертизы проектов по сооружению судов атомного ледокольного флота». По его словам, в рамках сооружения серии атомных ледоколов нового поколения проект был разработан Минтрансом и его организациями и согласован Минэкономразвития. «Росатом» не нарушал действующих норм и требований законодательства, резюмировал представитель госкорпорации.
В своем отчете надзорное ведомство также указывает, что проверка достоверности определения сметной стоимости строительства не осуществлялась, в связи с чем выявлены риски завышения общей стоимости строительства атомных ледоколов. При этом, несмотря на опережающий характер финансирования, графики постройки не соблюдались. Так, в 2012–2014 годах значительная часть средств, получаемых генеральным подрядчиком строительства ледоколов «Атомфлотом» в виде авансовых платежей, аккумулировалась на счетах компании и на оплату услуг субподрядчиков своевременно не направлялась.
Летом прошлого года Путин перенес срок сдачи атомного ледокола «Арктика» стоимостью 47 млрд руб., который был запланирован на 2017 год, на 2019 год и поручил принять по факту срыва ранее намеченных сроков «кадровые и организационно-управленческие решения». В середине мая 2017 года Путин допустил возможность переноса сроков реализации программы строительства ледокольного флота, в том числе и из-за нехватки средств.
Кроме того, отмечают аудиторы, в ходе проверки выявлены многочисленные случаи, когда закупки оборудования производились без указания начальной цены. Половина договоров с субподрядчиками и контрагентами заключена с использованием неконкурентных способов закупки. «Росатому» были направлены представления Счетной палаты со сроком исполнения до 1 мая 2018 года, говорится в докладе.
Сотрудник департамента коммуникаций «Росатома» сообщил, что госкорпорация организовала претензионно-исковую работу для устранения нарушений контрактных обязательств с недобросовестными субподрядными организациями. А также «Росатом» создал межведомственную рабочую группу, которая проконтролирует реализацию программы строительства ледокольного флота, чтобы исключить риски срыва ранее намеченных сроков их сдачи.