Дерипаска решил помешать Потанину выкупить долю Абрамовича в «Норникеле»
Новая фаза конфликта
Группа «Интеррос» Владимира Потанина (владеет 30,4% «Норникеля») сделала подконтрольной Роману Абрамовичу и Александру Абрамову компании Crispian Investment Ltd предложение о выкупе доли последней в капитале ГМК «Норильский никель» (4,2%), сообщил Bloomberg и подтвердил представитель «Интерроса». По оценке агентства, стоимость такого пакета может составлять около $1,5 млрд, на бирже такой пакет стоит около $1,35 млрд. Согласно условиям акционерного соглашения, компания Абрамовича и Абрамова сделала встречные предложения и «Интерросу» и другому акционеру «Норникеля» — UC Rusal.
Против сделки, по данным источников Bloomberg, выступил UC Rusal Олега Дерипаски (владеет 27,8% «Норникеля»), обратившийся в Высокий суд Лондона с просьбой заблокировать сделку. По данным сайта суда, предварительное рассмотрение дела UC Rusal против компании Потанина Whiteleave Holdings Limited было назначено на 16 февраля. Как сообщил Bloomberg, адвокаты сторон в суде договорились вернуться к переговорам на неделе, которая начнется 5 марта, а суд рассмотрит дело перед собранием акционеров «Норникеля», которое состоится в июне.
«Подтверждаем, что сделали предложение Crispian о покупке у него акций «Норникеля» и получили от Crispian встречное предложение в соответствии с соглашением акционеров «Норникеля». Считаем иск UC Rusal необоснованным. Мы действовали в соответствии с соглашением акционеров, интересы UC Rusal не ущемлены», — заявил РБК представитель «Интерроса».
Абрамович с партнерами (совладельцами Evraz Абрамовым и Александром Фроловым) выступили миротворцами и помогли в 2012 году остановить длительную корпоративную войну между Потаниным и Дерипаской, которые не могли прийти к компромиссу по вопросам управления «Норникелем». Прекратить начавшийся в 2007 году спор ради развития компании Потанина и Дерипаску несколько раз призывал и президент Владимир Путин. В разное время помирить «Интеррос» с UC Rusal, как писал Forbes, пытались миллиардер Алишер Усманов, несколько высокопоставленных чиновников из правительства и глава Сбербанка Герман Греф, но удалось только Валентину Юмашеву и Абрамовичу.
В итоге конфликтующие стороны продали Crispian по небольшому пакету акций, а впоследствии доля Абрамовича и партнеров в «Норникеле» выросла до 6,3%. По данным сайта «Норникеля», именно в Crispian сосредоточено 4,2% в компании.
В UC Rusal не ответили на запрос РБК, представитель Абрамовича от комментариев отказался. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов, выразил надежду, что «ведущиеся (между акционерами «Норникеля». — РБК) дискуссии, если они действительно ведутся, никоим образом не помешают позитивной динамике в развитии компании».
Согласно письму акционерам UC Rusal от 2014 года, период запрета на сделки «Интерроса» и Crispian с акциями «Норникеля» (lock-up период) истек 10 декабря 2017 года.
Акции «Норникеля» на новостях о новом витке корпоративного конфликта подешевели на 8% на Лондонской фондовой бирже до $19,23 за бумагу (по состоянию на 16:07 мск).
Вопрос о дивидендах
Когда в конце 2012 года основные акционеры «Норникеля» — «Интеррос», UC Rusal и Crispian — после корпоративного конфликта заключили пятилетнее акционерное соглашение, одним из его условий было сохранение высоких дивидендов. Дивиденды компании помогают алюминиевой компании Дерипаски обслуживать ее высокий долг. Но Потанин неоднократно заявлял о своей позиции по росту инвестиций за счет сокращения дивидендов. Компания намерена вложить в экологическую программу («Серный проект») в Норильске около $2,5 млрд, а также договорилась инвестировать $4 млрд в совместное предприятие с «Русской платиной» Мусы Бажаева). Сейчас акционеры «Норникеля» могут рассчитывать на дивиденды в 60% от уровня EBITDA, если отношение чистого долга к EBITDA не выше 1,8, в диапазоне между 1,8 и 2,2 доля дивидендных выплат рассчитывается по плавающему коэффициенту, а при превышении 2,2 дивиденды уже составляют лишь 30% EBITDA. Потанин предложил снизить этот порог до двух.
Если Потанин получит больше операционного контроля, то это даст ему больше возможностей для продвижения своих инициатив на собрании акционеров, отметил старший аналитик БКС Олег Петропавловский. Сейчас в совет директоров «Норникеля» «Интеррос» и UC Rusal номинируют равное количество представителей. От компании Потанина — независимый директор Гарет Пенни, гендиректор и предправления «Интерроса» Сергей Барбашев, замгендиректора по инвестициям Алексей Башкиров, старший вице-президент «Норникеля» Андрей Бугров и первый вице-президент «Норникеля» Марианна Захарова. От UC Rusal: гендиректор алюминиевой компании Владислав Соловьев, его советник Сталбек Мишаков, гендиректор En+ Максим Соков, руководитель направления по управлению стратегическими инвестициями Рушан Богаудинов и независимый директор — глава Natural Resource Partnership Герхардус Принслоо.
По словам Петропавловского, выкуп доли Абрамовича позволит «Интерросу» получить еще одно место в совете директоров.
«На протяжении пяти лет в «Норникеле» по факту установилось двоевластие, поскольку доли UC Rusal и «Интерроса» практически равны, что не может устраивать ни одного из двух крупнейших акционеров», — говорит управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин. А попытка Потанина приобрести пакет 4,2% у Crispian Investment фактически поставит крест на текущем раскладе сил и лишит UC Rusal части влияния, что, естественно, не может устраивать Дерипаску, отмечает он. Эксперт полагает, что при этом шансы у последнего заблокировать сделку через суд являются минимальными: «Повторюсь, что сроки моратория истекли и де-юре, апеллировать к мировому соглашению 2012 года в суде будет сложно». Тем не менее Дерипаска может потребовать введения обеспечительных мер у суда, что как минимум позволит ему выиграть время для поиска компромисса с Потаниным, добавил Базыкин.
Конфликт крупнейших акционеров компании — «Интерроса» и «Русала» — обострился еще в середине 2008 года. Спорные вопросы касались эффективности менеджмента, во многих ключевых вопросах поддерживавшего «Интеррос», и сбытовой политики «Норникеля», размера дивидендов, сделки с сырьевым трейдером Trafigura по продаже 8% акций ГМК, полномочий совета директоров и целесообразности buy-back (в 2011 году «Норникель» потратил на обратные выкупы акций около $9 млрд, доведя квазиказначейский пакет до 17%). В 2010 и 2011 годах «Интеррос» и «Норникель» несколько раз предлагали «Русалу» продать свой 25-процентный пакет, но получали отказ.
В ноябре 2017 года президент и основной владелец «Норникеля» Владимир Потанин рассказал об отказе от слияния «Норникеля» и Rusal. По словам Потанина, владельцы обеих компаний пришли к выводу, что их выгоднее развивать самостоятельно.
Михаил Прохоров vs. Владимир Потанин
В начале 2007 года стало известно о разделе бизнеса Михаила Прохорова и Владимира Потанина — основных владельцев группы «Интеррос», в которую входили металлургические и горнодобывающие предприятия (ГМК «Норильский никель», «Полюс Золото»), а также активы в финансовом секторе, пищевой промышленности и др. Самым проблемным активом стал «Норильский никель»: вместо ожидаемой продажи своего пакета акций бывшему партнеру Михаил Прохоров продал его «Русалу» Олега Дерипаски. Раздел активов, общая стоимость которых оценивалась в $30 млрд, продолжался почти три года, в течение которых сторонами было подписано около 200 документов. Если в 2008 году Прохоров и Потанин занимали пятое и шестое места в рейтинге богатейших российских предпринимателей Forbes, то в 2009 году Прохоров занял в рейтинге первое место, а Потанин опустился на 19-е.
Борис Березовский vs. Роман Абрамович
В 2007 году Борис Березовский подал в лондонский суд иск против Романа Абрамовича. Иск, сумма ущерба по которому была оценена в $5,5 млрд, касался крупных российских активов, среди которых были доли в «Сибнефти» и «Русале», которые Березовский и его партнер Бадри Патаркацишвили были вынуждены продать в 2001–2004 годах. По версии Березовского, Абрамович купил акции в несколько раз дешевле их реальной стоимости, угрожая экспроприацией со стороны государства. К рассмотрению иска Коммерческий суд Лондона приступил только в 2011 году, а в конце августа 2012 года вынес решение в пользу Абрамовича.
Михаил Черной vs. Олег Дерипаска
Еще в 2006 году похожий иск к акционеру UC Rusal Олегу Дерипаске подал в лондонский суд предприниматель российского происхождения Михаил Черной, который утверждал, что имеет право на долю в алюминиевом гиганте. Получивший израильское гражданство Черной требовал $1 млрд в качестве компенсации за 20% в «Русале», в создании которого он якобы участвовал в партнерстве с Дерипаской. Сторона защиты возражала, что партнерские отношения во второй половине 1990-х годов заключались в обеспечении Черным криминальной «крыши» бизнесу Дерипаски. Помимо лондонского иска Черной обвинял Дерипаску в шпионаже с целью лишить его израильского гражданства и депортировать в Россию. В 2012 году, в день начала процесса, стало известно о примирении сторон. Сообщалось, что в рамках мирового соглашения Черной получит по $200 млн от самого Дерипаски и своего бывшего партнера Искандара Махмудова — основного владельца УГМК и «Кузбассразрезугля», выступавшего посредником в споре.