Правительство отказалось передать советские бренды в общее пользование
Законопроект, предлагающий внести поправки в статью Гражданского кодекса, регламентирующую использование товарных знаков, был внесен в Госдуму 4 февраля группой из 15 сенаторов. По замыслу авторов, он должен был положить конец многочисленным судебным тяжбам за право пользования тем или иным советским брендом между различными производителями. Законопроект предусматривает право любой российской компании, которая во времена СССР производила «продукцию под обозначением, тождественным товарному знаку или сходным с ним до степени смешения», использовать этот бренд на условиях безвозмездной лицензии вне зависимости от того, кому этот знак принадлежит сейчас.
В пояснительной записке к законопроекту сенаторы пишут, что их беспокоит обострение конкурентной борьбы с использованием товарных марок, которые получили широкую известность в советское время и свободно применялись многими отечественными предприятиями для маркировки однородной продукции. «Большинство таких обозначений в то время не были зарегистрированы в качестве товарных знаков. Например, шоколад «Аленка», конфеты «Ласточка», «Птичье молоко», вафли «Артек», пиво «Жигулевское», водка «Столичная», плавленые сырки «Янтарь» и «Дружба», папиросы «Беломорканал», сигареты «Прима» и т.д.», – отмечают авторы документа.
В правительстве предложение сенаторов не поддержали. В официальном отзыве указано, что подобная инициатива «ограничивает права правообладателей товарных знаков и не отвечает принципам разумной стабильности и последовательности правового регулирования», а также «не учитывает нормы международного законодательства в сфере прав интеллектуальной собственности».
Экспертный совет при президенте также считает принятие этого законопроекта нецелесообразным, поскольку он «чисто юридическими средствами пытается решить крупную политико-правовую проблему, возникшую... более 20 лет назад» и «требует серьезной... правки».
Так называемые «советские бренды» на российском рынке можно условно разделить на четыре категории. Часть из них оформлена в интеллектуальную собственность компаний. Например, компания «Объединенные кондитеры» является собственником большинства «сладких» брендов времен СССР («Аленка», «Кара-Кум», «Ласточка», «Мишка косолапый» и др.). Часть – в собственности государства в лице ФКП «Союзплодоимпорт». Ему принадлежат права главным образом на алкогольное советское наследие – водку «Столичная», «Московская», портвейн «Кавказ», «Советское» шампанское и т.д.
Некоторые бренды принадлежат отраслевым ассоциациям. Так, Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции владеет маркой «Жигулевское пиво». Пиво под этим наименованием сегодня выпускает большинство крупных пивоваренных компаний без выплаты роялти.
Ряд брендов были признаны видовым понятием и при соблюдении рецептуры выпускать их может любой. К этой группе относятся плавленые сыры «Дружба», «Янтарь», колбаса «Докторская».
Конфликты, о которых упоминали авторы законопроекта, разворачивались главным образом вокруг советских товарных знаков, имеющих правообладателя – частную компанию. Согласно картотеке дел «Электронное правосудие», у ООО «Объединенные кондитеры» в арбитражных судах разных инстанций находится 93 дела против физических и юридических лиц, три из которых – суды по интеллектуальной собственности, против ОАО «Приморский кондитер» и еще одно – против ОАО «Слакон». По одному из исков «Приморский кондитер» должен выплатить 135 млн рублей за незаконное использование брендов «Ласточка», «Птичье молоко», «Забава» и прочие. Ранее с «Объединенными кондитерами» судилась норвежская Orkla – компании «Рот Фронт» и «Бабаевский» (входят в холдинг «Объединенные кондитеры») требовали в общей сложности около 546 млн рублей за использование «Ласточки» и «Буревестника» на ее предприятиях в России. По данным на начало года, сумма всех исков «Объединенных кондитеров» к производителям достигала 3 млрд рублей.
Государственное ФКП «Союзплодоимпорт» подало в суд по интеллектуальной собственности за последний год 15 раз (большая часть – против ЗАО «Союзплодимпорт», одной из структур владельца SPI Group Юрия Шефлера).
По оценке Роспатента, после 1991 года «советских» общеизвестных брендов осталось около 4000. Из них по пищевым продуктам – около 70 товарных знаков, по кондитерским изделиям – 250, по лекарственным средствам – около 600, остальное – промышленные товарные знаки.
По мнению президента гильдии маркетологов Игоря Березина, шумиха вокруг прав использования советских брендов не оправдана. «В России нет брендов, которые были бы сравнимы по стоимости с Сoca-Cola или хотя бы с Orbit, – уверен он. – Они стоят максимум несколько миллионов долларов».
«Идея, заложенная в законопроект, была нереализуема, потому что у нас правообладатели многих советских брендов – конкретные предприятия, которые их выкупали, ими пользовались и развивали. Думаю, авторы законопроекта хотели просто пропиариться», – считает Николай Остарков, вице-президент «Деловой России».