Потанин рассказал о попытках договориться с Дерипаской до суда
Акционер горно-металлургической компании (ГМК) «Норильский никель» Владимир Потанин пытался согласовать с другим крупным акционером «Норникеля», Олегом Дерипаской, отказ от права преимущественного выкупа акций компании у третьего акционера ГМК — Crispian Investments. Это следует из письменных показаний Потанина в Высоком суде Лондона (копия есть у РБК).
В своих показаниях бизнесмен отметил, что в ходе встречи основных заинтересованных сторон — акционеров «Норникеля» 1 февраля обсуждал с президентом En+ Максимом Соковым (через En+ Дерипаска контролирует UC Rusal) варианты по урегулированию конфликта вокруг ГМК. По словам Потанина, он надеялся, что Соков поможет договориться с Дерипаской.
«Я знал, что такой отказ от права будет стоить дорого, и я пытался согласовать его цену. Это было моей основной целью обсуждения, так как я должен был понять, на какие уступки я должен пойти, чтобы «Русал» отошел от сделки. На деле оказалось, что ожидаемые «Русалом» уступки (больший поток дивидендов, более строгое и жесткое право вето, пут-опцион и т.п.) были нереалистичны», — пояснил Потанин.
Бизнесмен также подробно рассказал о нескольких предшествовавших оферте на покупку акций «Норникеля» встречах сторон, во время которых обсуждались разные варианты соглашений. Однако все переговоры окончились неудачей, после чего этот вопрос был вынесен на обсуждение в лондонском суде.
По словам Потанина, у них с Дерипаской «сложные отношения» вследствие разных подходов к управлению «Норникелем»: «Мы с Дерипаской в корне различаемся во взглядах на то, как следует управлять «Норильским никелем», — приводятся в документе его слова.
«Я твердо убежден в важности существенного инвестирования в саму компанию для обеспечения ее роста. Дерипаска, как правило, сфокусирован на обеспечении стабильного и очень высокого дивидендного дохода, это всегда было его приоритетом. Как следствие, он зачастую скептически относится к проектам, связанным с существенными капиталовложениями, поскольку его беспокоит, что подобные расходы могут сказаться на величине получаемых им дивидендов», — пишет бизнесмен.
Потанин также указал, что нельзя трактовать роль Романа Абрамовича как арбитра между акционерами, так как его изначальной мотивацией было получение прибыли. «Несмотря на то что участие Абрамовича способствовало урегулированию спора между мной и Дерипаской в конце 2012 года, было бы ошибочно заявлять, что он выступал арбитром между нами», — отметил он, оценив размер полученных Абрамовичем дивидендов от владения акциями «Норникеля» в более чем $400 млн.
Суть конфликта между Потаниным и Дерипаской
Конфликт между Потаниным и Дерипаской начался еще в 2008 году, после покупки алюминиевой компанией UC Rusal доли в «Норникеле». Дерипаска выступал за щедрые дивиденды, поскольку UC Rusal должна была обслуживать свой большой долг.
В 2012 году акционерам удалось договориться: в их состав вошел Абрамович, выступивший основным гарантом соблюдения соглашения, по которому дивиденды от «Норникеля» закреплялись на высоком уровне (не менее 50% от EBITDA и не менее $7 млрд в первые три года). Оно предусматривало также запрет на снижение доли Абрамовича до уровня менее 2,5% до декабря 2017 года.
По истечении этого срока Абрамович решил продать долю (4 из 6,3%) в «Норникеле», которой совместно с Александром Абрамовым владеет через компанию Crispian Investments.
Потанин уже выкупил пропорционально причитающиеся ему 2,1% за $770 млн через свою компанию Bonico Holdings. При этом миллиардеру через подконтрольную ему Whiteleave Holdings (структура «Интерроса») уже принадлежит 30,4% «Норильского никеля»; таким образом, он увеличил свою долю в «Норникеле» до 32,9%. UC Rusal оферту на покупку причитающегося ей пакета в 1,9% акций также приняла, но затем оспорила всю сделку в Высоком суде Лондона, посчитав цену завышенной.
UC Rusal недовольна, что первое предложение было сделано Crispian со стороны структуры Потанина, в то время как в акционерном соглашении речь шла о «третьей стороне», то есть, по трактовке UC Rusal, компании, которая не связана ни с одним из акционеров. Потанин считает по-другому: для него «третья сторона» — компания, не входящая в группу Millhouse Абрамовича.
Первые слушания по этому делу прошли в феврале.
14 мая в Высоком суде Лондона начались слушания по существу иска US Rusal к Crispian Investments о запрете продажи акций «Норникеля» компании Whiteleave, свои показания уже дали президент En+ Максим Соков, а также Олег Дерипаска. Как ожидается, 15 мая на вопросы юристов ответит Владимир Потанин.