Приватизацию «Аэрофлота» отложили до конца 2020 года
Минэкономразвития не будет приватизировать «Аэрофлот» в 2017–2020 годах, заявила директор департамента корпоративного управления ведомства Оксана Тарасенко агентству Bloomberg. По ее словам, компания должна остаться под контролем государства.
В собственности государства сейчас находится 51,17% акций «Аэрофлота». По распоряжению правительства от 1 июля 2013 года «Аэрофлот» был включен в прогнозный план приватизации на 2014–2016 годы, предусматривающий сокращение доли государства до 25% плюс одна акция. Позднее Росимущество предложило приватизировать авиаперевозчика в два этапа. Сначала, в 2013–2015 годах, предлагалось снизить госдолю в компании до 50% плюс одна акция, увеличив free-float до 40%. «Аэрофлот» провел отбор юридических консультантов и инвестбанков, но сделка не состоялась. Второй этап предполагал сокращение пакета государства до 25% плюс одна акция в 2016–2020 годах.
В феврале «Ведомости» со ссылкой на источники называли «Аэрофлот» в числе кандидатов на приватизацию в 2016 году. Гендиректор авиакомпании Виталий Савельев присутствовал на совещании по приватизации у президента Владимира Путина наряду с руководителями других готовящихся к продаже компаний: «Башнефти», АЛРОСА, «Роснефти». В марте газета Financial Times со ссылкой на источники написала, что 25% авиаперевозчика может купить миллиардер Аркадий Ротенберг, занимающий 75-е место в списке богатейших российских бизнесменов по версии Forbes (оценка состояния — $1 млрд). Двое собеседников газеты утверждали, что намерения бизнесмена одобрил Владимир Путин. В то же время представитель Ротенберга сказал РБК, что миллиардер не рассматривает возможность покупки 25% «Аэрофлота».
О возможности увеличить долю в «Аэрофлоте» заявлял «Ростех», которому принадлежит 3,26% авиакомпании. «Гипотетически можно было бы увеличить пакет «Ростеха» в «Аэрофлоте» до 20%, речь может идти не только об увеличении за счет государственной доли, но и за счет существующего free-float», — говорил в феврале гендиректор «РТ-Развитие бизнеса» («дочка» «Ростеха») Андрей Коробов. Но «Ростех» пока только изучает такую перспективу, и говорить о каком-либо решении, а тем более механизме и сроках, преждевременно, подчеркивал он.
В свою очередь глава Минтранса Максим Соколов призывал тщательно взвесить все факторы до принятия решения о приватизации пакета национального перевозчика. По словам Соколова, банкротство «Трансаэро» показало, что наличие у правительства крупной авиакомпании с госучастием «позволяет мгновенно решить большую социальную проблему, связанную с необходимостью финансирования перевозки пассажиров или выплаты им стоимости билетов по отмененными маршрутам».
В нынешних условиях России необходим подконтрольный государству крупный авиаперевозчик, соглашался Виталий Савельев в интервью Financial Times. «Мы инвестируем в российскую авиастроительную отрасль, а это также большие расходы. Кто еще сделает это, если не «Аэрофлот»? А взять вопрос мобильности населения — кто поддержит ее на тех же условиях, что и мы?» — спросил Савельев.
Он также отметил, что государство могло бы заработать $300 млн на продаже 10% «Аэрофлота» два года назад. Сейчас, чтобы получить $300 млн, пришлось бы продать 25% акций, подчеркивал Савельев.
Ранее правительство перенесло сроки приватизации ВТБ и «Башнефти». В конце августа «Ведомости» со ссылкой на источники сообщили, что также перенесена приватизация «Совкомфлота», из чего следует, что в списке на приватизацию на 2016 год осталась только «Роснефть».