«Газпром» против дачников: зачем монополия добивается сноса частных домов
Дачники на трубе
В Кремле знают о ситуации с возможным сносом частных домов из-за близости к инфраструктуре «Газпрома» и напоминают о законном пути защиты интересов домовладельцев, заявил в среду, 13 июля, пресс-секретарь президента.«Мы видели сообщения СМИ на этот счет. Вместе с тем обстоятельства разные в каждом конкретном случае. Пока, наверное, не стоит говорить о каком-то массовом характере», — заявил Песков (цитата по ТАСС).
Снос частных домовладений Кремль комментирует впервые с 2010 года, когда в московском поселке Речник было снесено несколько незаконно построенных, по мнению московских властей, домов. Скандал дошел до тогдашнего президента Дмитрия Медведева. По его поручению была создана рабочая группа для оценки ситуации в Речнике, которая признала действия властей законными.
Теперь инициатором сноса являются структуры «Газпрома». В картотеке арбитражных дел РБК удалось найти около 140 дел, инициированных структурами монополии, о незаконной застройке в охранных зонах трубопроводов. Суть требований структур «Газпрома» в большинстве исков: владельцы незаконных построек должны снести их за свой счет. Слушания по делам продолжаются, некоторые — с 2008 года.
Например, в среду, 13 июля, Раменский городской суд начал рассматривать иск «Газпром трансгаз Москва» к собственнице дачного участка и дома в садовом товариществе «Аксеново» Раменского района Московской области Александре Евдокимовой. Как рассказала РБК представитель инициативной группы «Аксеново» Юлия Шерсткина, участки выделялись в 1989 году сотрудникам Института горного дела им. Скочинского и очередникам исполкома Раменского района. К тому времени неподалеку от участков уже был газопровод, рядом с которым, по словами Шерсткиной, в разное время «проходила лыжная трасса, проводились гонки на внедорожниках и рос бурьян». По ее словам, собственников участков никто не предупреждал об опасности. «Возникает вопрос: если мы все это время находились в опасной зоне, чиновники, которые выдавали нам разрешение на землю и все это время позволяли тут жить, должны быть наказаны?» — удивляется Шерсткина.
В прошлом году в «Аксеново» приехали «люди на джипах», вспоминает Шерсткина. Они передали председателю садового товарищества письмо-извещение от ООО «Газпром трансгаз Москва» о том, что 52 участка находятся в так называемой зоне минимальных расстояний газопровода, которая, согласно российскому законодательству, составляет 150 м. В извещении содержалось требование добровольно снести строения на этих участках. Члены садового товарищества отказались, и «Газпром трансгаз Москва» направила первый иск в Раменский городской суд. Теперь, как предполагает Шерсткина, иски от «Газпром трансгаз Москва» начнут приходить всем членам садового товарищества.
Члены «Аксеново» написали петицию президенту Владимиру Путину, которая опубликована на сайте Change.org. В ней они просят Путина остановить процесс выселения «Аксеново» из законно построенных домов, ведь в регистрационных документах на участки никаких «обременений нет».
Схожие проблемы возникли у членов садовых товариществ в Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области, где «Газпром трансгаз Москва» также настаивает на выселении и сносе 22 домов из-за их близости к газораспределительной станции, говорит Шерсткина. Юрист Дмитрий Михалевич, который представляет интересы членов садовых товариществ, говорит, что у дочерней структуры «Газпрома» уже есть победы в судах. «В 2015 году аналогичный процесс прошел в Солнечногорском районе Московской области, суд встал на сторону «Газпрома», — рассказал Михалевич.
В петиции представителей «Аксеново» говорится, что структуры «Газпрома» настаивают на сносе строений по всей стране. В частности, перечисляют авторы петиции, проблемы возникли у жителей поселка Новосинеглазово Челябинской области, у членов садово-огороднического товарищества «Солнечное», кооперативов «Прибрежный», «Заречный» и «Здоровье» в Сургуте и т.д. Региональные СМИ сообщали о схожих проблемах в Томске, Тамбове, Липецке и Республике Коми. По словам Михалевича, около шести лет назад судебный процесс по вопросу выселения состоялся в Воронеже, он в итоге закончился победой жителей местного садового товарищества в Верховном суде России. После этого судебная практика, по словам юриста, была не в пользу дачников.
Защита Кремля
Представитель «Газпрома» сказал РБК, что контроль со стороны дочерних обществ монополии над соблюдением охранных зон и минимальных расстояний до газопроводов «ведется в соответствии с законодательством». Смысл — в обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан, пояснил представитель.
Начальник службы по связям с общественностью и СМИ «Газпром трансгаз Москва» Константин Мисяутов рассказывает, что сейчас компания требует в суде снос нескольких сотен построек в десяти регионах — от Московской до Воронежской областей. «В Хотьково нарушения касаются охранных зон вблизи газораспределительной станции (ГРС), но в основном претензии касаются чрезмерной близости строений к магистральным газопроводам. Охранная зона вокруг таких объектов составляет не менее 25 м в каждую сторону. Зона минимально допустимых расстояний — от 50 до 350 м в зависимости от диаметра и производительности газопровода.», — уверяет он. По словам Мисяутова, компания обнаружила и начала решать задачу сноса таких строений с 2012 года. Он рассказывает, что о перспективах сноса уведомляли администрацию районов или глав садовых товариществ. То, что не все из них информировали о ситуации собственников недвижимости, «дочка» «Газпрома» не считает своей виной.
По словам Мисяутова, проблема застройки в охранных зонах газопроводов и ГРС возникла из-за переоформления в ходе земельной реформы в 1990-х годах земель садовых товариществ, где ранее была запрещена жилая застройка. Такие земли переоформлялись в дачные товарищества, в которых строительство разрешено. Зачастую, по его мнению, переоформление происходило незаконно.
Чаще всего структуры «Газпрома» предъявляют претензии к жителями садовых товариществ, чьи дома находятся не в охраняемой зоне у газопроводов, где строить категорически нельзя, а в зоне минимально допустимых расстояний — там строительство не запрещено, оно лишь регулируется строительными нормами, объясняет Михалевич. В случае с дачниками из «Аксеново» претензии газовиков необоснованны, так как разрешение на использование земли было выдано официально, считает он. «А выдано оно было, скорее всего, потому, что газопровод не был нанесен на план земельных участков. Если бы он был в плане, ни один чиновник не взял бы на себя ответственность селить туда людей», — уверен Михалевич.
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов заявил в среду о намерении оформить коллективные иски к «Газпрому» совместно с владельцами домов. «Предлагаю обратиться к нам в Партию роста — мы оформим коллективные иски к «Газпрому» с требованием прекратить эксплуатацию газопроводов», — написал Титов у себя в Facebook. Он считает, что «Газпром» должен снести газопровод, если он был построен позже дач.
Михаил Кюрджев, партнер адвокатского бюро «А2», отмечает, что большое значение для суда будет иметь законность документов на строения и землю. Далеко не все дачники регистрировали такие постройки, чтобы не платить налог на недвижимость, отмечает он. Шансы дачников увеличиваются, если они докажут, что газопровод был построен позднее, чем дома, и без соответствующих общественных слушаний, но и в этом случае гарантии положительного решения суда нет, предупреждает юрист: «Зафиксировано множество случаев обмана чиновниками покупателей такой земли. Иногда это происходит не намеренно, а по незнанию. Далеко не все владеют информацией об охранных зонах на такой земле. Суды в подобных случаях чаще всего встают на сторону владельцев трубопроводов».
Не только «Газпром»
Не только «Газпром» сталкивается с жилой или коммерческой застройкой в охранной зоне магистральных трубопроводов. По словам официального представителя «Транснефти», компания зафиксировала свыше 1000 случаев по всей России, когда дачи и другие постройки расположены на расстоянии менее 150 м от трубопроводов высокого давления. Это мешает доступу специалистов при их ремонте и затрудняет устранение аварий. По его cловам, есть судебные решения о сносе таких построек за счет хозяев, но выполняют их лишь единицы ответчиков. Компания борется с такой застройкой более трех лет. Большинство таких случаев, по словам Демина, — это незаконно возведенные строения, причем в ряде регионов, например в Раменском районе Подмосковья, застройка охранных зон нефтепроводов продолжается, несмотря на запрет местных властей и предупреждение о том, что это угрожает жизни и здоровью людей.