Россия вдвое увеличила экспорт в Иран за счет товаров «секретного кода»
За девять месяцев 2016 года российский несырьевой экспорт в Иран составил $1,422 млрд, что на 97,7% выше аналогичного периода прошлого года, рассказал РБК представитель Российского экспортного центра (РЭЦ) в Иране Николай Машков. При этом если в прошлом году преобладала сельхозпродукция (ячмень, пшеница, кукуруза, масло), то в этом впереди машины и техника. «На сегодняшний день в общей структуре российского экспорта в Иран машинотехническая продукция составляет 61%, а продовольствие — 18%», — отметил Машков.
«Дополнительные возможности» российские экспортеры получили после частичного снятия с Ирана международных санкций, напоминает собеседник РБК. В январе 2016 года, после выполнения Ираном обязательств по сокращению масштабов ядерной программы, США и Евросоюз отменили запрет на сотрудничество с иранскими компаниями и банками. «Стоит отметить жестокую конкуренцию со стороны азиатских и европейских компаний, которые выходят сейчас на иранский рынок, — продолжает Машков. — И российскому бизнесу, безусловно, сейчас нужно максимально мобилизоваться, чтобы завоевать здесь свои ниши».
Плата за вход
Российско-иранское сотрудничество будет расширяться в ближайшие годы. Российский экспортный центр открывает в Тегеране свой офис. Согласно данным сайта госзакупок, в конце ноября РЭЦ объявил тендер на заключение договора аренды в иранской столице.
«Открытие представительства РЭЦ в Иране было связано с высоким потенциалом внешнеэкономических отношений между нашими странами, — поясняет Машков. — Мы работаем в Иране немногим более полугода, но у нас уже в проработке сделки по линии вагоностроения, поставки тяжелого машиностроения, сельхозмашиностроения, железнодорожного оборудования, высокотехнологичных солнечных батарей, а также продовольствия».
По словам представителя РЭЦ, Иран также традиционно заинтересован в сельскохозяйственной и лесопромышленной продукции.
«Секретный код»
В 2016 году в перечень российской экспортной продукции, поставляемой в Иран, после многолетнего перерыва вернулись товары «секретного кода» (согласно данным базы статистических данных ООН по торговле товарами (UN Comtrade), под этим наименованием проходят, в частности, поставки вооружения). Объем поставок этой продукции в Исламскую Республику вновь стал ощутимым и превысил $316 млн. В период санкций поставка товаров под этим кодом не превышала нескольких миллионов.
Как известно, в 2007 году Москва и Тегеран подписали контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300 на сумму около $900 млн. Введенные Советом Безопасности ООН санкции в отношении Ирана остановили сделку. Иран обратился с иском в Международный арбитражный суд, намереваясь взыскать с России за невыполнение контракта $4,2 млрд. В сентябре 2016 года стало известно, что иск Тегеран отозвал, поскольку С-300 все же поступили заказчику.
В октябре Россия завершила исполнение контракта на поставку С-300, заявил на выставке вооружений ArmHiTec-2016 в Ереване директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин.
После поставок С-300 ситуация в бизнесе сразу изменилась в пользу России, иранская сторона заговорила о необходимости активизации проектов, например, транспортного коридора Север — Юг, указывает заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова.
Россия не опоздала
Пиковым годом для торговли России и Ирана был 2011-й, когда товарооборот составил $3,7 млрд. С тех пор он снижался: в 2014 году объем российско-иранской торговли составил $1,68 млрд, в 2015 году — $1,24 млрд.
В этом году объемы торговли восстанавливаются, на первый план выходят поставки промышленной продукции, в том числе с высокой степенью обработки, говорит Мамедова. По оценкам эксперта, рост поставок дает основания прогнозировать, что в этом году будет превзойден рубеж в $2 млрд. Положительная динамика стала возможной благодаря подключению иранских банков к системе SWIFT, также интерес к российскому бизнесу подогревает применяемая с прошлого года практика выдачи коммерческих кредитов Ирану, указывает эксперт.
Увеличить объемы торговли могут расчет в национальных валютах, принятие парламентом Ирана нового закона об иностранных инвестициях, которые предоставят дополнительную защиту инвесторам, подключение Ирана к Евразийскому экономическому союзу, говорит Мамедова. В целом, по ее оценке, Россия успешно вписывается в иранскую бизнес-реальность после отмены санкций: Тегеран заявлял о многочисленных сделках с западными странами и Китаем, но в большинстве — это соглашения, а не контракты.
По данным Евросоюза, крупнейшими торговыми партнерами Ирана являются Китай и Саудовская Аравия, на третьем месте — страны ЕС. В 2014 году товарооборот между Ираном и Китаем составил $52 млрд, в 2015 году он немного снизился. Внешнеторговый баланс стран ЕС с Ираном в 2015 году составил €5,2 млрд.
Объем нефтегазовых соглашений России и Ирана вырастет до $10 млрд
Общий объем соглашений между Россией и Ираном в нефтегазовой сфере может достигнуть $10 млрд, сообщил 13 декабря на заседании российско-иранской межправительственной комиссии ее сопредседатель, министр информационно-коммуникационных технологий Исламской Республики Иран Махмуд Ваези, которого цитирует ТАСС.
К заседанию комиссии в Тегеране был приурочен Российско-иранский бизнес-форум, в котором, по сообщению на странице в Facebook главы Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина, приняло участие более 300 компаний из России и Ирана. В их числе — «Роскосмос», «Ростех», «Газпром», «Газпром нефть», «Зарубежнефть», ЛУКОЙЛ, «Татнефть», РЖД, «Вертолеты России».
Россия и Иран подписали «дорожную карту» по реализации около 70 совместных проектов в области торговли и промышленности на 2016–2020 годы, сообщило Минэнерго со ссылкой на главу ведомства Александра Новака.
Гендиректор компании «Газпром нефть» Александр Дюков подписал в Тегеране меморандум о сотрудничестве с Национальной нефтяной компанией Ирана, сообщает пресс-служба иранского Министерства нефти. По данным ведомства, речь идет об участии российской компании в освоении нефтегазовых месторождений Шангуле и Чешме-Хош в провинции Илам на границе с Ираком.
«Газпром» и Национальная газовая компания Ирана (NIGC) подписали меморандум о взаимопонимании, который охватывает сферы разведки, добычи, производство СПГ, поставки трубного газа, в том числе в Индию, а также реализацию своповых операций, цитирует «Интерфакс» Новака. От «Газпрома» документ подписал зампред правления компании Александр Медведев.
В тот же день были подписаны меморандум о взаимопонимании между иранскими банками Pasagard и Parsian с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «Эксар»), соглашение о предоставлении Ирану кредита Россией на строительство ТЭЦ и электрификации участка железной дороги в Иране, контракт между Россией и Ираном на поставку в Иран 400 полувагонов. Также Иран и Россия выразили готовность учредить совместное предприятие по производству многоцелевых легких вертолетов и рассматривают возможность создания российско-иранского исламского банка.
При участии Полины Химшиашвили и Тимофея Дзядко