«Роснефть» начала «быстро принимать дела» в «Башнефти»
На следующий день после завершения сделки по продаже госпакета «Башнефти» «Роснефти» в офисах компании в Уфе и в Москве представители нового собственника начали требовать предоставить документы. Об этом РБК рассказал источник в «Башнефти» и подтвердил знакомый еще одного сотрудника компании.
По словам одного из собеседников РБК, в каждом из двух офисов документы потребовали по 30 человек в штатском. Он добавил, что связь в офисах ограничена корпоративными сервисами — интернет не работает, а охрана и пропускной режим на входе усилены. В центральном офисе «Башнефти» рядом с метро «Маяковская» действительно усилена охрана — по два охранника стоят прямо при входе и еще двое — у турникетов, передает корреспондент РБК
Знакомый сотрудника «Башнефти» это подтвердил: «Интернет отключили, работают только корпоративные сервисы». «Утром первый этаж [центрального офиса в Москве] был заполнен толпой людей, в Уфе и у нас [в Москве] идет изъятие документов», — добавил он.
Как раз утром в четверг, 13 октября, совет директоров «Башнефти», 50,08% которой накануне купила «Роснефть», принял решение о полной смене руководства компании. Александр Корсик, возглавлявший «Башнефть» с 2011 года, ушел в отставку досрочно, его сменил вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин. Кроме того, совет директоров прекратил полномочия оставшихся шести членов правления «Башнефти», их заменили также представители «Роснефти». А 16 декабря пройдет собрание акционеров «Башнефти», на котором планируется избрать новый состав совета директоров компании.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в разговоре с РБК заявил, что речь идет о «передаче дел». «Проходит передача дел, — сказал Леонтьев. — Довольно быстро, но это нормально». Он отметил, что в офис «Башнефти» отправилась Ирина Андрианова, директор департамента по связям с общественностью «Роснефти». «Она, разумеется, в штатском или Наталья Минчева (вошла в правление Башнефти. — РБК), главный юрист, она тоже вполне в штатском», — уточнил он. По словам Леонтьева, сейчас стоит задача «достаточно оперативно взять под контроль основной функционал деятельности». «Новое руководство должно контролировать деятельность компании, поэтому надо быстро передать дела, документы и так далее, не допустить утечки информации, в том числе какой-то токсичной», — заключил он. Комментировать сведения об отключении интернета в офисах «Башнефти» Леонтьев отказался.
В нефтяной отрасли при крупных поглощениях, особенно недружественных либо тех, которые долго готовились, периодически происходит быстрая передача управления представителям нового собственника, а также масштабная ротация персонала, замечает директор департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства «Юнити» Рустам Барноходжаев. Но обычно этот процесс занимает не несколько дней или даже часов, а несколько месяцев, подчеркивает он.
Барноходжаев приводит в пример поглощение активов ЮКОСа структурами «Роснефти» в 2005 году, когда из-за разницы в системе корпоративного управления и зарплатах многие сотрудники ЮКОСа уволились. Похожая ситуация возникла при продаже «Роснефти» 100% ТНК-BP в 2013 году, напоминает он. Но эксперт не ожидает, что вслед за руководством «Башнефти» уволится большая часть персонала этой компании. На рынке сейчас кризис, а информация о том, что «Роснефть» ее купит, появилась несколько месяцев назад, и те сотрудники, которые хотели уволиться, скорее всего, уже успели поменять место работы.
Представитель «Башнефти» Сергей Вереземский отказался от комментариев. В пресс-службе МВД по Москве РБК заявили, что у ведомства нет информации об изъятии документов. Представитель Следственного комитета России сказал, что следствие в «Башнефти» также не работает.
В среду вечером пресс-служба Минэкономразвития сообщила, что «Роснефть» заключила договор купли-продажи «Башнефти» и выплатила 329,7 млрд руб., которые поступят в российский бюджет. Компания не подавала ходатайство в антимонопольную службу. Как объяснил РБК представитель ФАС, подавать такую заявку было необязательно, так как покупка «Башнефти» произошла по поручению правительства.