Роскошь по паспорту: как Швейцария будет следить за покупками за наличные
В среду, 11 ноября, Федеральный совет Швейцарии утвердил Декрет по борьбе с отмыванием денег (GwV). В своем сообщении Министерство финансов Конфедерации напоминает, что еще в феврале 2012 года межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) установила новые стандарты антикоррупционной деятельности. Как член FATF, Швейцария приняла эти предложения в декабре 2014 года, но количество необходимых изменений в Уголовном кодексе потребовало от правительства принять отдельный декрет.
Новое правило вступает в силу с 1 января 2016 года. По нему устанавливается строгий набор условий, при которых работники торговли должны будут сообщать властям о подозрениях в отмывании денег через их предприятие.
Дьявол в деталях
В том случае, если клиент совершает разовую покупку наличными на сумму более 100 тыс. франков ($99,6 тыс.), продавец обязан потребовать персональные данные покупателя по установленному образцу: имя, адрес места проживания, дата рождения и гражданство. Если покупатель представляет юридическое лицо, он должен указать его название и адрес. Определенная форма должна быть заполнена и в том случае, если клиент действует по поручению другого человека.
После заполнения анкеты продавец обязан проверить удостоверение личности покупателя (паспорт, водительские права или ID), снять с него копию и пометить, что оригинал был представлен. Анкеты и копии документов хранятся у продавца. В случае если у него возникнут подозрения в законном происхождении средств, он обязан незамедлительно доложить об этом в полицейское управление по борьбе с отмыванием денег в установленной форме.
Прежде чем связаться с властями, продавец сам должен приложить усилия по проверке происхождения крупных сумм наличности, если «что-либо в процессе покупки показалось ему необычным». Например, если недостаточно представлены персональные данные либо же они являются «откровенно фальшивыми». Продавец обязан доложить о подозрительном клиенте, если также у него возникло малейшее сомнение в подлинности удостоверения личности. Подозрительным считается и то, что покупатель выкладывает солидную сумму мелкими банкнотами либо же если закупается преимущественно «быстрораскупаемыми товарами с высокой степенью стандартизации», то есть товарами массового производства.
Белые пятна
Как отмечает швейцарская Neue Zürcher Zeitung, Декрет о борьбе с отмыванием денег в своей нынешней редакции является компромиссом: до этого правительство страны предлагало полностью запретить любые платежи наличными свыше 100 тыс. франков. Сторонники запрета аргументировали это тем, что в мире якобы не существует добросовестной причины совершать платежи такой величины наличными деньгами. Однако парламент проголосовал против предложений правительства.
Финальный вариант декрета оставляет за собой большое количество «юридических лазеек» и общих фраз, которые позволяют по-разному трактовать букву закона и фактически грозят еще большими ограничениями, заявили РБК в IG Detailhandel Schweiz (DHS), профессиональном объединении сетей розничной торговли Швейцарии.
Наибольшее нарекание DHS вызывает определение слова «продавец» в декрете и обязанность ретейлеров содержать собственную ревизионную комиссию. Под действие закона, по словам DHS, может попасть и посредник при оказании услуг, получивший за свою помощь свыше 100 тыс. франков. «Кроме того, исключение стоит сделать и для сделок по купле-продаже движимого имущества и для личных трат [покупка мебели или предметов роскоши], где риск отмывания денег по определению минимальный», — считают в объединении.
Кроме того, закон не указывает, какие предприятия обязаны создавать ревизионную комиссию для внутренней проверки крупных транзакций: для небольших семейных лавок это будет не только лишним, но и затратным. В то же время за отказ предоставлять полиции отчет о крупной наличной транзакции грозит штраф в размере 200 тыс. франков.
Продавцы люкс-товаров против
Наибольшее возмущение новым законом высказывают торговцы предметами роскоши. Швейцария, где проживают 461 тыс. долларовых миллионеров (это 5,6% населения), аккумулирует 2% всего мирового рынка предметов роскоши, в 2014 году объем национального рынка товаров класса люкс составил $6,2 млрд, по оценке издания Luxury Society.
Представители Союза арт-дилеров Швейцарии (VKMS) на слушаниях в Минфине, как сообщает издание Blick, обвинили власти в том, что они вводят скрытый запрет на наличность в непростой период отрицательных банковских ставок.
Еще в сентябре на заседании в Бернском музее изобразительных искусств глава VKMS Сильвия Фуррер отмечала, что основная часть расчетов в отрасли все же проходит путем банковских переводов. «Но среди банковских требований к перечислению средств в рискованные отрасли [а к ним, к сожалению, принадлежит и торговля искусством] есть и необходимость указывать дополнительные данные и документы при платежах свыше 25 тыс. франков», — сказала она, добавив, что в июньском докладе швейцарских правоохранителей никаких примеров отмывания денег при торговле искусством не выявлено.
Чтобы избежать возможной криминализации покупателя как мошенника и продавца как сообщника, предпринимателям необходимо будет собственными усилиями поддерживать ревизионную систему, считают в отрасли. По подсчетам Фуррер, каждому из игроков лишь на рынке искусства придется потратить на бумажную работу минимум 45 тыс. франков — не считая затрат на дополнительный аудит, который может составлять от 2 тыс. до 4 тыс. франков за каждый случай. Это станет дополнительным обременением для рынка люксовых товаров, который и так, по словам главы люксового отдела консалтингового агентства Euromonitor Флура Робертса, ждет замедление. В 2014 году он и так уже серьезно пострадал из-за укрепляющегося франка, а также падения продаж из-за ухода состоятельных покупателей из Китая, России и Японии.