«Роснефть» пригрозила судом после обвинений США в покупке нефти Венесуэлы
«Роснефть» ответила на обвинения госсекретаря США Майкла Помпео в покупке нефти у Венесуэлы в обход санкций. Заявление опубликовано на сайте компании.
«Роснефть» оценивает последствия сделанных официальными лицами США заявлений и в случае выявления ущерба обратится за защитой своих прав в соответствии с нормами международного права», — говорится в документе.
Нефтяная компания не занимается политикой, а осуществляет «исключительно коммерческую деятельность в интересах всех своих акционеров», ее работа в Венесуэле идет «в соответствии с международным правом» и в рамках контрактов, заключенных задолго до введения США «односторонних санкционных ограничений», подчеркивает «Роснефть».
В заявлении «Роснефти» также говорится, что прямой ущерб от санкций США понесли прежде всего американские компании, такие как Shevron, ExxonMobil и другие лидеры отрасли. А конечной целью действий в отношении энергосектора Венесуэлы может быть ограничение поставок из страны в Индию и Китай, чтобы монополизировать рынок в пользу конкретных игроков, связанных с администрацией США, и создать им преференции. Эта часть сообщения «Роснефти» снабжена ссылкой, что такова «оценка отраслевых аналитиков».
Ранее глава Госдепа Майкл Помпео заявил, что «Роснефть» «продолжает покупать нефть у PDVSA, венесуэльской госкомпании, вопреки санкциям США», не уточнив, о каких объемах нефти идет речь.
Позже ситуацию прокомментировал глава МИД России Сергей Лавров, заявив, что требования США к России прекратить покупать нефть у Венесуэлы, равно как и требования прекратить поставки венесуэльской нефти на Кубу, противоречат международному праву.
«Недавно Майк Помпео обвинил «Роснефть» в том, что она нарушает американские санкции против венесуэльской нефтяной компании, и потребовал прекратить закупать нефть у этой венесуэльской компании. Как это все можно объяснить?» — заявил Лавров и добавил, что «дурной пример заразителен».
«Гуаидо, который был провозглашен вице-президентом США временно исполняющим обязанности президента Венесуэлы, уже заявил, что Венесуэла должна прекратить продавать нефть Кубе, например. Это как с международным правом сочетается? Да никак», — добавил министр (цитата по «РИА Новости»).
Санкции США против PDVSA
Санкции против венесуэльской госкомпании США ввели в ночь с 28 на 29 января, сразу после того как лидер местной оппозиции Хуан Гуаидо объявил себя временным президентом страны вместо Николаса Мадуро.
PDVSA принадлежит американский холдинг Citgo Petroleum, мощность трех НПЗ которого составляет 749 тыс. баррелей нефти в сутки. Вашингтон обязал компании из США переводить оплату за венесуэльскую нефть на счет, доступа к которому у администрации Мадуро нет.
Минфин США уже успел применить санкции к российскому банку «Еврофинанс», обвинив его в поддержке PDVSA.
Поставки нефти за предоплату — давно используемый Венесуэлой механизм работы с иностранными партнерами, здесь «Роснефть» не в одиночестве — точно так же работают индийцы и китайцы, отмечает глава французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин. Наложение санкций за поставки по ранее заключенным и оплаченным контрактам вряд ли возможно, поскольку создало бы «опасный и потенциально неприятный прецедент», говорит РБК Волошин.
Но санкционные риски для «Роснефти» выше, если верить сообщениям СМИ о том, что «Роснефть» еще и поставляет в Венесуэлу нафту для разбавления собственной вязкой нефти, указывает Волошин. Согласно указу президента Дональда Трампа № 13850 от ноября 2018 года, санкциям может быть подвергнуто любое физическое или юридическое лицо, которое предоставляет товары или услуги подсанкционной венесуэльской компании или получает от нее товары или услуги. «Бремя лежит целиком и полностью на Минфине и Госдепе США, которые и должны прийти к единому мнению (все-таки позиция Минфина — ключевая) по данному вопросу. Помпео свою позицию уже высказал. [Глава Минфина США Стивен] Мнучин — еще нет», — рассуждает эксперт. «Контекст сильно политизирован, а содержащиеся в указе Трампа критерии очень обширны. Технически действия «Роснефти» подпадают под то, что американцы имеют в виду [под нарушением санкционного режима], но автоматического решения здесь быть не может», — сказал Волошин.
Совместно с PDVSA «Роснефть» владеет долями от 26,7 до 40% в пяти нефтедобывающих проектах на территории Венесуэлы с совокупной добычей 3,4 млн т за 2018 год (68 тыс. барр. в сутки), приходящейся на долю российской компании. Кроме того, на территории Венесуэлы «Роснефти» принадлежит 100-процентная доля в газовом проекте с правом экспорта и двумя нефтесервисными предприятиями.
Несколько лет назад «Роснефть» предоставила PDVSA более $6 млрд в виде авансов за поставки венесуэльской нефти (в августе 2017 года вице-президент «Роснефти» Павел Федоров говорил, что больше авансов для PDVSA не будет). На конец 2018 года долг PDVSA перед «Роснефтью» сократился до $2,3 млрд (без учета процентов). Сейчас PDVSA продолжает поставлять «Роснефти» топливо, но со значительными скидками (то есть российская компания получает больше нефти в обмен на более медленное сокращение долга), написала на прошлой неделе газета New York Times со ссылкой на источники.
В 2016 году в обмен на кредит для PDVSA «Роснефть» получила залоговые права на 49,9% акций американской нефтеперерабатывающей компании CITGO, принадлежащей PDVSA (CITGO владеет тремя НПЗ и несколькими трубопроводами в Соединенных Штатах).
В феврале 2019 года Bloomberg сообщал, что «Роснефть» намерена поставить в Венесуэлу два танкера с нефтепродуктами, необходимыми для разбавления сверхтяжелой венесуэльской нефти.
Что касается нефтепереработки в Индии, в этой стране «Роснефть» вместе с партнерами с 2016 года контролирует один из крупнейших НПЗ, на которые поставляется нефть из Венесуэлы, — Essar Oil, который затем был переименован в Nayara Energy. Индийское предприятие перерабатывает преимущественно тяжелую нефть из Венесуэлы, которую «Роснефть» имеет право поставлять для этого завода по контракту с PDVSA в течение десяти лет (контракт заключен летом 2016 года).