В Минфине предсказали революцию в ценообразовании на рынке нефти
Министерство финансов считает, что цены на газ будут отвязываться от цен на нефть и, наоборот, нефтяные котировки будут в ближайшие годы ориентироваться на газовые. Об этом заявил в пятницу замминистра финансов Максим Орешкин, передает «Интерфакс».
«Я считаю, что то, что сейчас происходит и будет происходить в ближайшие 10 лет, цены на нефть будут, скорее, привязываться к ценам на газ и двигаться в их сторону, так как газ в мировом энергобалансе — и с точки зрения потребителей автомобилей, и с точки зрения нефтехимии — будет вытеснять нефть, если нефть будет существенно дороже газа», — пояснил он. Поэтому цены на газ будут служить «магнитом» для нефтяных цен.
По оценкам Минфина, выпадающие доходы российского бюджета в 2016 году при цене на нефть $40 за баррель составят примерно 1,5 трлн руб. (2%) по сравнению с базовым сценарием при $50 за баррель, добавил Орешкин. Во вторник котировки на нефть Brent впервые за почти семь лет опустились ниже $40 за баррель, но среднегодовые составили около $55.
«Газпром» увеличивает долю спота (срочные сделки. — РБК) в своих контрактах, поэтому цены на газ будут и дальше отвязываться от нефтяных котировок, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Например, такая возможность предусмотрена в контракте с E.ON Ruhrgas. По его оценкам, сейчас на спотовые продажи приходится около 7% контрактов «Газпрома» и эта доля может удвоиться и достичь 15%.
Зависимость нефтяных котировок от газовых и так существует, потому что это в какой-то степени заменимые продукты, поддерживает замминистра финансов Полищук. «Например, когда в США упали цены на газ из-за сланцевой революции, это потянуло за собой и цены на нефть, — говорит аналитик. — Но сейчас зависимость, разумеется, не прямая. Лет через 20 она будет сильнее, в частности за счет роста электромобилей, указывает эксперт: частично топливо будет замещаться газовым, а на автомобильную отрасль приходится более половины потребления нефти».
Исторически цены на газ в Европе устанавливались исходя из цен на энергетические товары, которые конкурируют с природным газом у конечного потребителя, а именно на нефть или нефтепродукты: в 1960-х годах международная торговля газом только начиналась, осваивались первые месторождения и строились первые газопроводы, а нефтяная привязка позволяла инвесторам и экспортерам минимизировать риски.
В США же нефтяная привязка отсутствует, цены на газ определяются на хабах (газораспределительные центры). Европа постепенно переходит на эту модель: по данным Института энергетики Высшей школы экономики и Института энергетических исследований, если в 2005 году в Европу поставлялось более 50% с чисто нефтяной привязкой, то уже в 2014 году — лишь 25%.