«Ростех» не согласился с отказом суда в деприватизации завода в Иваново
Приватизация Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС) в 1990-е годы была сомнительной и восстановление «законных прав государства» — критически важная задача в условиях санкций, заявила пресс-служба «Ростеха».
По данным госкорпорации, «частные собственники раздробили» ИЗТС и теперь «сдают свои площади в аренду под торговлю и офисы». «В ситуации, когда страна столкнулась с беспрецедентным внешним давлением, санкционными ограничениями на поставку производственного оборудования, в том числе станков, текущее положение дел является неприемлемым», — заявили в «Ростехе».
Там добавили, что нахождение ИЗТС в руках текущих собственников «противоречит интересам государства и общества, создает дополнительные риски для нацбезопасности». «Восстановить законные права государства над этим и другими предприятиями, имеющими ключевое значение для отечественной промышленности и технологического суверенитета страны, — сегодня критически важная задача», — считают в госкорпорации.
Ивановский завод тяжелого станкостроения — один из крупнейших производителей высокотехнологичных и наукоемких станков в России, находится в списке системообразующих предприятий. По итогам 2023 года его выручка составила 2,49 млн руб., чистый убыток — 50,2 млн руб. «Российская газета» писала, что на территории завода разместились автосервисы, швейные цеха, офисы, хостел, стоматологическая клиника, танцевальная студия, склады ретейлеров и маркетплейсов.
Генпрокуратура подала иск о признании приватизации ИЗТС незаконной в феврале. Причиной назывались «умышленные и взаимосвязанные противоправные действия должностных лиц и ответчиков». В иске говорилось, что 81,8% акций завода незаконно приобрели Владимир Бажанов и его сын Михаил Бажанов, после чего остановили производство, разорвали кооперационные связи с оборонными предприятиями, вывели активы в аффилированные организации и сдали в аренду имущество.
Спустя месяц Арбитражный суд вынес решение в пользу Генпрокуратуры. Активы ИЗТС попали в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2024–2026 годы. Однако в сентябре Второй арбитражный апелляционный суд отказал в деприватизации, что стало первым решением подобного рода.
В последний год Генпрокуратура неоднократно обращалась с исками о передаче частных промышленных компаний в собственность государства. Президент России Владимир Путин утверждал, что в этом случае о деприватизации речи не идет. Он назвал оправданной работу прокуроров, если активы приобретались с нарушением закона и использовались «во вред государству», но призвал не допускать давления на бизнес.