Покупки россиянами зарубежной недвижимости упали до минимума за семь лет
Объем трансграничных операций с недвижимостью в апреле—июне этого года снизился почти на 16 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пришли к выводу аналитики компании Tranio, основываясь на данных Банка России. По итогам второго квартала объем сделок с зарубежной недвижимостью составил $193 млн против $229 млн за тот же период прошлого года. Своего минимального значения этот показатель достигал в первом квартале 2009 года — $173 млн.
По сравнению с пиковым значением, которое было достигнуто в четвертом квартале 2013 года ($676 млн), объем перечислений сократился в 3,5 раза. Всего по итогам полугодия сумма покупок россиянами зарубежной недвижимости снизилась на 23 п.п. — до $392 млн против $510 млн в январе—июне 2015 года.
Наиболее активно во втором квартале 2016 года россияне переводили деньги для покупки недвижимости в Швейцарии, Латвии, Китае, США и Великобритании. Несмотря на это, объем покупок в Лондоне снизился на 80–90% из-за Brexit, равно как в Турции — из-за нестабильной ситуации в стране, отмечает управляющий партнер Tranio Георгий Качмазов.
Снижается не только объем операций по перечислению средств для покупки заграничной недвижимости, но и общая сумма денежных операций (помимо недвижимости включающая переводы для оплаты различных услуг и товаров). С апреля по июнь 2016 года общая сумма разноцелевых перечислений из России составила $5,6 млрд — на 13,5 п.п. меньше по сравнению со вторым кварталом 2015 года. Таким образом, на недвижимость пришлось 3,5% от общего объема трансграничных перечислений из России.
Главной причиной снижения инвестиций в покупку жилой недвижимости за рубежом Георгий Качмазов называет экономический кризис в России. «Негативный тренд, скорее всего, сохранится в третьем и четвертом кварталах, — считает он. — В то же время мы видим, что количество желающих инвестировать остается стабильным». В ближайшие шесть месяцев специалисты компании прогнозируют рост числа инвесторов. Это будет возможно на фоне снижения доходности по депозитам, из-за чего часть капитала люди перераспределят в недвижимость, приносящую более высокий валютный доход.
«Мы видим, что россияне не просто стали меньше покупать недвижимость за рубежом, но и изменили структуру своих активов, — рассказывает директор по работе с ключевыми клиентами департамента элитной недвижимости Knight Frank Елена Юргенева. — Если еще восемь—десять лет назад преобладали объекты курортной недвижимости и покупки делались на эмоциональной волне, то сейчас вектор смещается в сторону коммерческой недвижимости или жилой недвижимости, но такой, какая будет приносить гарантированный доход». Сейчас даже самые состоятельные покупатели сдают в аренду свои дома в Лондоне и виллы на Кап-Ферра, потому что вопрос стоимости обслуживания зарубежной недвижимости актуален как никогда, замечает эксперт.
Гораздо меньше стали покупать курортную недвижимость в Черногории, Болгарии и Италии, при этом устойчивый спрос сохраняется на объекты в Испании и Германии, соглашается Качмазов. «Германия интересна с точки зрения покупки инвестиционной недвижимости, тогда как в Испании наблюдается рост стоимости квадратного метра», — объясняет он.
«Клиенты покупают больше объектов стрит-ретейла, небольшие офисы и гостиницы, студенческие апартаменты и парковки, а также инвестируют в ветхое жилье, которое подлежит реконструкции с целью дальнейшей перепродажи», — добавляет председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.
Центробанк ведет статистику объемов трансграничных операций с недвижимым имуществом начиная с 2009 года. Согласно ей, до конца 2013 года российские инвестиции за рубеж росли, но с первого квартала 2014 года тенденция сменила вектор, и их объем начал снижаться.
В Tranio обращают внимание на то, что аналитики Центробанка учитывают только денежные операции физических лиц. При этом большая часть сделок с коммерческой недвижимостью остается за рамками статистики ЦБ по причине того, что многие российские клиенты оформляют покупку таких объектов на юридическое лицо, проводя транзакции при помощи своих зарубежных счетов. Несмотря на это, статистика Центробанка отражает общую динамику, отмечают в компании.