НЛМК сократил персонал в США из-за импортных тарифов Трампа
Крупнейший производитель стали в России — Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина — сократил более 80 рабочих на своем заводе в Пенсильвании, поскольку импортные тарифы на сталь увеличили производственные затраты компании в США. Об этом сообщают американские СМИ со ссылкой на президента «дочки» НЛМК NLMK USA Боба Миллера. Всего на этом заводе и в его сервисном подразделении работали около 750 человек, то есть под сокращения попало больше 10% штата.
Президент США Дональд Трамп 9 марта 2018 года подписал распоряжение о введении 25-процентных пошлин на импорт стали и десятипроцентных — на ввоз алюминия из всех стран для защиты американских производителей. NLMK USA просила Минторг США исключить из-под действия пошлин слябы (стальные полуфабрикаты), которые закупают в качестве сырья для производства проката заводы NLMK Indiana и NLMK Pennsylvania. НЛМК поддержали члены Конгресса из Пенсильвании, направив обращение в Минторг США. В нем говорилось, что «за почти полный год, который прошел [с момента подачи первой петиции], NLMK выплатил $160,7 млн в виде пошлин, и эта цифра продолжает расти с каждым месяцем». Однако министерство отклонило просьбу НЛМК.
Ежегодно компания Лисина привозила из России в США около 1,6 млн т слябов на оба американских завода, которые производят 2 млн т стального проката в год. При этом NLMK Indiana частично самообеспечен слябами, а NLMK Pennsylvania вынужден покупать их на рынке.
У NLMK Pennsylvania из-за пошлин выросли затраты на сырье, и предприятию пришлось стать более избирательным при формировании книги заказов, рассказал Миллер отраслевому агентству AMM. По его словам, слябы внутри США продают ограниченное количество поставщиков, поэтому компания частично закупает их в Бразилии. Кроме того, NLMK USA ищет поставщиков среди канадских и мексиканских производителей, продукцию которых США исключили из-под действия пошлин. Год назад компания Лисина уже предупреждала власти США, что если те не отменят пошлины на поставляемые на американские заводы слябы, то их мощности окажутся недозагруженными, а компания будет вынуждена сократить до 25% сотрудников в Пенсильвании и до 80% в Индиане.
Миллер считает, что введенные Трампом пошлины негативно влияют на внутренний рынок стали в США. «После кратковременного роста цен на сталь в 2018 года они упали ниже, чем были до введения пошлин», — отметил он. По данным AMM, 8 июля американская тонна горячекатаного проката стоила на 41% дешевле ($543,8), чем год назад, когда начали действовать пошлины.
Из-за пошлин США НЛМК был также вынужден приостановить проект по увеличению прокатных мощностей в этой стране.
Торговые войны всегда приводят к увольнениям, сказал РБК директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. «Американцы закрутили гайки на поставки российских слябов, сокращение 80 человек для системы не такая уж большая жертва, поэтому снижать давление на компании никто не будет. Похоже, работа на американском стальном рынке возможна только для американцев, сказки о свободном рынке и честной конкурентной борьбе остались в девяностых годах XX века», — утверждает он.
Российские металлурги покидают США
Первой начала скупать активы в США «Северсталь» Алексея Мордашова — еще в 2004 году, компания приобрела пять заводов, но десять лет спустя рассталась с ними, продав их значительно дешевле. «Мечел» Игоря Зюзина также около пяти лет владел угольным активом в США, но в 2015 году продал его бывшим владельцам. В этом году об уходе из США объявила ТМК Дмитрия Пумпянского: она договорилась продать итальянской Tenaris свое американское подразделение IPSCO Tubulars за $1,209 млрд. Ранее ТМК хотела провести IPO американского подразделения, но отложила его после публикации «кремлевского доклада» в США в начале 2018 года. Из российских металлургов, помимо НЛМК, инвестировать в США продолжает Evraz Романа Абрамовича и партнеров: в октябре прошлого года компания заявила, что вложит $480 млн в проект по выпуску стометровых железнодорожных рельсов в США (Evraz Pueblo, Колорадо, США).