Эксперты увидели шанс для России занять место США на рынке угля в Китае
Какие объемы угольщики могли бы поставлять в КНР и откуда
На фоне торговой войны между Китаем и США у российских поставщиков коксующегося угля появляется шанс укрепить позиции на китайском рынке — за счет замещения американского импорта, попавшего под ответные пошлины КНР, считают опрошенные РБК отраслевые эксперты. Несмотря на логистические сложности и колебания рентабельности, Россия теоретически способна заместить часть выпадающих объемов коксующегося угля в год, отметили они, но предупредили, что многое будет зависеть от уровня цен, курса рубля и спроса на сталь на китайском рынке.
Всего Китай в 2024 году импортировал 122 млн т коксующегося угля, из них около 10,7 млн т — из США. На них теперь распространяются повышенные тарифы, что создает окно возможностей для других поставщиков.
Пошлины Китая и США: хронология
20-процентные пошлины на китайские товары президент США Дональд Трамп ввел в марте, связав их ввод с тем, что из Китая в США поступает наркотик фентанил. Китай тогда в ответ ограничился пошлинами по отдельным торговым позициям.
В апреле Трамп объявил о дополнительных пошлинах для КНР в размере 34% в рамках установления «зеркальных» тарифов против почти всех торговых партнеров. Пекин ответил тем же — пошлинами на весь американский импорт на уровне 34%.
После отказа Пекина уступать президент США решил увеличить пошлину на китайский импорт еще на 50%, в результате размер тарифов с 9 апреля достиг 104%. Китай в ответ на введенные Трампом торговые ограничения поднял пошлины на товары из США до 84%.
США, недовольные ответными мерами, увеличили пошлины на китайские поставки еще больше — до 145%. В ответ Пекин пока ограничился заявлением: «Китай не хочет, но и не боится воевать».
Объем, который приходился на долю США, в перспективе может быть заменен поставками из Монголии или России — особенно после выхода Эльгинского месторождения на полную мощность, считает аналитик «БКС Мир инвестиций» Ахмед Алиев. Однако с учетом слабого внутреннего спроса на сталь в Китае и торговых ограничений в отношении китайской металлургии со стороны других стран нельзя исключать и снижения потребности в металлургическом угле, предупреждают в «БКС Мир инвестиций».
Цены на коксующийся уголь остаются под давлением: австралийский твердый коксующийся уголь подешевел до уровня ниже $170 за тонну на базисе FOB (в порту отгрузки), отмечает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. С учетом вводимых тарифов на рынке складываются ожидания мировой экономической рецессии, что оказывает существенное давление на цены на сырьевых рынках.
Котировки на импортный коксующийся уголь в Китае остаются практически без изменений с начала второй декады марта, следует из обзора ценового агентства Metals & Mining Intelligence (MMI). Спрос на сырье там ограничен слабым спросом на металлопродукцию. Дополнительное давление оказывает рост торговой напряженности между США и КНР после взаимного повышения тарифов. В MMI отмечают, что сохраняющийся негативный фон и экономическая неопределенность будут и дальше оказывать давление на рынок металлургического сырья.
На этом фоне Китай, вероятно, продолжит диверсифицировать импорт и российский уголь сможет частично заместить американские объемы, прокомментировали РБК в MMI. В то же время в агентстве предупреждают, что на индийском направлении конкуренция, напротив, усилится: американские поставщики могут переориентировать часть объемов с китайского рынка в Индию. Несмотря на умеренное укрепление котировок в этом регионе, заметного улучшения для российских экспортеров там пока не прогнозируется. Текущий уровень цен остается сдержанным, и устойчивость рынка в ближайший месяц будет во многом зависеть от спроса со стороны Индии. Но некоторое ослабление рубля и снижение цен на нефть могут снизить стоимость фрахта и частично улучшить условия поставок, считают в MMI.
Спрос на российский уголь в Китае в конце марта — начале апреля был слабым, а местные потребители отдавали преимущество австралийскому премиальному углю, поскольку цены сейчас находятся на низком уровне, отмечает партнер Neft Research по консалтингу Александр Котов.
В среднесрочной перспективе возможен рост цен на твердый коксующийся уголь — они могут вернуться к уровню $200 за тонну в течение трех—шести месяцев, прогнозирует Красноженов, добавляя, что Китай вряд ли существенно сократит выплавку стали. В долгосрочной же перспективе сохраняется поддержка цен за счет роста потребления в Индии — страна планирует почти утроить производство стали на горизонте пяти—семи лет, напоминает эксперт.
С точки зрения предложения на рынке нет новых крупных проектов в сегменте коксующегося угля, кроме российских проектов, среди которых «Северная звезда» на Таймыре и Эльгинское месторождение в Хабаровском крае. Российский уголь может найти спрос на китайском рынке, убежден Красноженов. Запасы Эльгинского месторождения (реализует «Эльгауголь») составляют около 2,2 млрд т по стандартам JORC (австрало-азиатский кодекс отчетности по геологоразведке), ресурсы Сырадасайского месторождения на Таймыре (реализует «Северная звезда») оцениваются более чем в 5 млрд т.
Узкое место для экспорта
Восточный полигон — одно из ключевых транспортных направлений для вывоза угля на экспорт — традиционно работает на пределе пропускной способности. В его состав входят Байкало-Амурская магистраль (БАМ) и Транссибирская железнодорожная магистраль, через которые проходит основной объем грузов в направлении Дальнего Востока. Из-за высокой загруженности и ограниченного числа окон для погрузки угольщики регулярно сталкиваются с дефицитом провозных мощностей, что сдерживает рост экспорта и снижает рентабельность поставок, особенно в периоды пикового спроса.
Из Кузбасса нерентабельно возить уголь на экспорт в направлении Дальнего Востока — убыток доходит до 3 тыс. руб. за тонну, для выхода хотя бы в ноль необходимо ослабление рубля до 115 за доллар при прочих равных, категоричен Алиев. «При текущем уровне цен некоторые российские производители достигли околонулевой рентабельности и с апреля планируют ограничить отгрузку своей продукции», — констатирует Котов.
Экспорт полутвердых и мягких марок коксующихся углей при нынешних ценах может находиться на грани рентабельности, говорит и Красноженов. Но в то же время экспорт твердого коксующегося угля с месторождений в Якутии остается экономически привлекательным, уверен он.
По мнению Котова, Россия в состоянии заместить американский объем за счет проекта Тихоокеанской железной дороги для Эльгинского месторождения. «Тихоокеанская железная дорога позволит отгружать уголь с месторождения напрямую в порт Эльга, без задействования БАМа и Транссиба», — указывает консультант АТК+ Григорий Варганов, подчеркивая, что один из ключевых вызовов, с которым сталкиваются российские экспортеры, — это необходимость наращивания пропускной способности Восточного полигона.
Проект Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), который реализует ООО «УК «Эльга», свяжет Эльгинское угольное месторождение и мыс Манорский в Охотском море, где будет построен морской угольный терминал «Порт Эльга». Длина ж/д ветки составит более 530 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км. Проект планируется вывести на полную мощность в 2026 году. У компании уже есть собственная ж/д ветка Эльга — Улак, которая связывает Эльгинское месторождение с БАМом. После строительства ТЖД общая протяженность железной дороги, принадлежащей компании, составит около 1200 км.
Читайте РБК в Telegram.