Правительство согласилось убрать из статьи о госзакупках личный интерес
В понедельник, 11 апреля, правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 200.4 Уголовного кодекса», сообщили РБК в пресс-службе кабмина.
В сопроводительных документах (копия документа есть у РБК, его подлинность подтвердил федеральный чиновник) говорится, что инициатором законопроекта является Министерство юстиции и он подготовлен для реализации плана «первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления». Разработчики поправок предлагают в первой части первой статьи 200.4 УК слова «из корыстной или иной личной заинтересованности» заменить словами «из корыстной заинтересованности». Статья «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» (ст. 200.4 УК) предполагает максимальное наказание в виде лишения свободы до трех лет.
В пояснительной записке говорится, что термин «иная личная заинтересованность» носит оценочный характер. По версии разработчиков, статья в действующей редакции является слишком широкой и это создает риски привлечения к уголовной ответственности практически за любое нарушение законодательства, касающегося закупок. В документации отмечено, что поправки позволят избежать уголовного преследования и поспособствуют оптимизации закупочной деятельности.
Силовые ведомства не поддержали проект. В письме руководителя Главного следственного управления СК России Дениса Колесникова в адрес Министерства юстиции говорится, что в этой статье нет необходимости уточнять состав преступления.
Первый заместитель генпрокурора Анатолий Разинкин в письме в Минюст написал, что сейчас помимо ст. 200.4 УК за нарушения законодательства о контрактной системе также предусмотрена административная ответственность. В документе говорится, что в прошлом году по этой статье было совершенно пять преступлений, в 2020-м — четыре, в 2019-м — ноль.
Также из письма ясно, что криминальные посягательства в области закупок чаще квалифицируются по другим статьям уголовного кодекса. «Как показывает правоприменительная практика, ежегодно правоохранительными органами возбуждается свыше 1 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с хищениями, злоупотреблениями и иными деяниями в сфере закупок и исполнения контрактов», — отмечено в письме. Первый заместитель генпрокурора сообщил, что ведомство считает поправки лишними, и из-за того, что в уголовном законодательстве есть механизм привлечения к ответственности, возможно рассмотреть вопрос о декриминализации ст. 200.4 УК, признать ее утратившей силу.
РБК направил запросы в пресс-службы Минюста, Генпрокуратуры и Следственного комитета.
Эксперт в области уголовного законодательства Алексей Гавришев называет смягчение формальным. «Полагаю, что такая инициатива Минюста призвана продемонстрировать обществу формальное смягчение наказания за преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности, в то время как основная статья, по которой привлекаются коммерсанты — 159 УК (мошенничество), смягчению не подвергалась ни разу», — отметил он.