Правительство засомневалось в статусе госкорпорации для Росгеологии
Все три варианта развития «Росгеологии» рассматривались на прошедшем 28 ноября совещании у вице-премьера Александра Хлопонина. Эту информацию подтвердила РБК пресс-секретарь вице-премьера Наталья Платонова. Анализ всех этих вариантов, их плюсы и минусы представила сама «Росгеология», а участники совещания – чиновники профильных ведомств – высказали свою позицию. «Решение о том, в какой форме будет существовать «Росгеология», по итогам совещания пока не принято. Геологоразведочному холдингу поручено доработать позицию с финансово-экономической точки зрения. Новое совещание по этому вопросу планируется назначить до конца года», – сообщила Наталья Платонова.
Заместитель гендиректора «Росгеологии» по взаимодействию со СМИ и связям с общественностью Антон Сергеев сообщил РБК, что по поручению председателя правительства РФ компания прорабатывает несколько вариантов собственного становления и статуса. Подробности он объяснять не стал.
По информации источника РБК в правительстве, преобразование «Росгеологии» в госкорпорацию – вовсе не приоритетный вариант. «Изначально идея с госкорпорацией исходила от самой «Росгеологии», но вице-премьер Александр Хлопонин поддерживал сопряженные с этим статусом полномочия компании: наделения ее функцией спецагента по воспроизводству минерально-сырьевой базы, передачи на баланс «Росгелогии» ряда госактивов, повышения качества запасов полезных ископаемых с дальнейшей продажей добывающим компаниям не ресурсов, а месторождений с экономически обоснованными запасами сырья. Но еще одна госкорпорация не нужна главе правительства», – говорит близкий к вице-премьеру Александру Хлопонину собеседник РБК. Он добавляет, что против госкорпорации выступают также чиновники экономических ведомств, например Минэкономразвития.
Как рассказал РБК один из участников совещания у Александра Хлопонина, замминистра природных ресурсов, глава Роснедр Валерий Пак, наиболее оптимальным сценарием развития «Росгеологии», по его мнению, будет сохранение компании в форме ОАО с наделением особыми полномочиями в виде функции агента по воспроизводству минерально-сырьевой базы.
Еще один высокопоставленный источник РБК в Минприроды также считает, что наиболее вероятный вариант – сохранение за «Росгеологией» статуса ОАО с приданием особых полномочий. Это даст возможность компании остаться коммерчески ориентированным предприятием, но позволит выполнять госпрограмму, в том числе стать главным исполнителем по выполнению госзаказа на геологоразведку.
«Главная проблема холдинга – техническая отсталость. Компанию надо перевооружить, а то она останется сборищем 38 нищих с перспективой присоединения еще 10 таких же структур», – считает президент Российского геологического общества Виктор Орлов. По его мнению, для эффективного управления «Росгеологию» стоило бы преобразовать в госкомпанию по типу «Автодора» или в госкорпорацию. «Это позволит компании не на бумаге, а де-факто исполнять свою стратегическую функцию, прописанную в указе президента. Кроме того, логичным будет, если в таком статусе компания получит полномочия единственного исполнителя госзаказа по геологоразведке, поскольку сейчас конкурсы необходимо проводить, даже если реально на проведение работ есть только один претендент», – говорит Орлов.
В октябре в интервью РБК глава «Росгеологии» Роман Панов, отвечая на вопрос о том, зачем компании статус госкорпорации, отмечал: «В существующей системе управления недрами специальный статус способствовал бы скорейшему развитию компании. Он облегчил бы процесс консолидации активов и управления ими на начальной стадии, служил бы повышению их капитализации, открыл бы доступ к необходимым для этого ресурсам». По словам источника РБК в «Росгеологии», сейчас компания выжидает решения сверху, для нее важно не столько то, как именно ее назовут на бумаге, а предоставят ли ей максимум из запрашиваемых полномочий. А идеальным вариантом было бы становление «отраслевого оператора со спецстатусом».
Против появления геологоразведочной госкорпорации или единой национальной сервисной компании ранее высказывались высокопоставленные нефтяники, например глава «Роснефти» Игорь Сечин и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, аргументируя это необходимостью конкуренции на рынке нефтесервиса.