В «Руст Инк» Рустама Тарико сменился гендиректор
Как стало известно РБК, из алкогольного холдинга Roust Рустама Тарико ушел гендиректор дистрибьюторской компании «Руст Инк.» Владимир Филипцев. Отставку менеджера представитель Roust объяснил его «желанием попробовать себя в другом бизнесе». С декабря Филипцев возглавляет екатеринбургский «Жировой комбинат», который входит в холдинг «Русагро» Вадима Мошковича. Назначение Филипцева РБК подтвердил гендиректор «Русагро» Максим Басов.
Инициатива по поводу ухода исходила от самого Филипцева, он решил сменить профиль деятельности, утверждает источник в компании Рустама Тарико. Никаких противоречий с акционером не было, подтверждает Игорь Косарев, вице-президент холдинга Roust. Эта компания была создана в октябре 2014 года для управления всеми алкогольными активами Тарико, ставшего вторым по величине производителем водки после приобретения польской CEDC в середине 2013 года.
Сам Филипцев в качестве одной из причин ухода назвал как раз «интеграционные изменения» в бизнесе Тарико, в результате которых его полномочия и специализация сужались. К тому же, по словам Филипцева, он решил отойти от алкогольного бизнеса – работая в «Русагро», он надеется на масштабные проекты, потому что «консолидация на продуктовом рынке будет набирать обороты».
Филипцев начал работать с Рустамом Тарико больше 15 лет назад: в 1998 году Тарико, возглавлявший дистрибьюторскую компанию «Руст Инк.» (импортировала в Россию премиальный алкоголь, в частности вермут Martini), решил расширить бизнес, запустив собственную марку водки, которая получила название «Русский стандарт». Исполнительным директором «Руст Инк» Тарико назначил Филипцева, который работал до этого в отделе продаж компании Coca-Cola. В 2002 году Филипцев покинул «Руст Инк» – менеджера пригласила Wrigley на должность директора по продажам. Затем аналогичный пост он занимал и в российском подразделении пивного гиганта SABMiller. Весной 2011 Филипцев вернулся в «Руст Инк». К этому времени компания успешно наращивала продажи на внешних рынках: почти 50% водки «Русский стандарт» экспортировалось в несколько десятков стран мира. С другой стороны, в России «Руст Инк» потерял несколько важных партнерских контрактов – итальянская Gruppo Campari решила работать на российском рынке самостоятельно, британский William Grant&Sons решил сменить дистрибьютора в России (новым партнером стала «Синергия»). Кроме того, у Тарико, мечтавшего о расширении производственного бизнеса, сорвалась сделка по покупке украинской компании Nemiroff за $350 млн.
В этой ситуации на Филипцева была возложена задача восстановить портфель партнерских брендов, улучшив показатели продаж в России. У него получилось пролонгировать контракт с последним оставшимся у «Руст Инк» крупным партнером в России – французской компанией Remy Cointreau. Виски компании Willian Grant&Sons менеджер заменил контрактом с другим шотландским производителем Whyte&Mackay. Потеря Campari с его вермутами и игристыми винами была компенсирована покупкой итальянского винного дома Gancia в том же 2011 году. Также импортный портфель был расширен за счет других популярных продуктов – текилы Jose Cuervo, ликера Jagermeister и других брендов.
«Интеграционные изменения» в компании, ставшие причиной ухода Филипцева из компании Рустама Тарико, начались в 2011 году, когда предприниматель начал сделку по поглощению второго по величине в мире производителя водки – компании CEDC. К тому времени эта компания с штаб-квартирой в Варшаве испытывала большие финансовые проблемы: купив в период с 2008 по 2010 год на растущем российском рынке компании «Русский алкоголь», «Парламент» и Whitehall и потратив на эти приобретения $1,3 млрд, CEDC столкнулась с проблемой обслуживания долговых обязательств. По итогам 2011 года чистый убыток компании составил те же $1,3 млрд, что в 1,5 раза превысило чистую выручку компании ($878 млн). В 2012 году компания признала, что не в состоянии расплатиться с кредиторами (российские приобретения CEDC осуществляла на средства от размещения двух выпусков кредитных нот).
Рустам Тарико с 2011 года начал скупать акции CEDC, став к концу 2012 года крупнейшим акционером компании с долей 19,5%. Держателям облигаций был предложен план спасения, предполагавший переход 100% CEDC Рустаму Тарико и реструктуризацию долга. В результате Тарико стал владельцем второй по объемам производства водочной компании в мире (после производителя Smirnoff компании Diageo). На поглощение CEDC бизнесмен потратил порядка $440 млн. Еще $640 млн составляет реструктурированный долг по облигациям с погашением в 2018 году.
В рамках этой большой сделки Владимиру Филипцеву пришлось временно сменить профиль – в январе 2013 года было объявлено о его назначении гендиректором «Русского алкоголя» – российского подразделения CEDC. После закрытия сделки в июне 2013 года Филипцев вернулся на прежнюю должность в дистрибьюторскую «Руст Инк». В октбяре 2014 года было объявлено о создании компании Roust, объединившей все алкогольные активы Рустама Тарико: «Руст Инк», одноименного производителя водки «Русский стандарт», итальянский винный дом Gancia и активы CEDC (три завода по выпуску алкоголя в России, два предприятия в Польше, завод по выпуску слабоалкогольных напитков в Санкт-Петербурге и дистрибьютор элитного алкоголя Whitehall). В рамках объединенной структуры произошла ротация позиций среди топ-менеджеров группы: генеральным директором Roust, отвечающим за глобальное развитие бизнеса компании стал экс-CEO CEDC Грант Уинтертон. Гендиректором, ответственным за все производство в рамках холдинга был назначен Илья Блинов.
«Жировой комбинат» входит в группу компаний «Русагро» (принадлежит сенатору от Белгородской области Вадиму Мошковичу и его семье) и, по информации самого холдинга, является номером один по производству фасованных маргаринов в России и входит в пятерку крупнейших производителей майонеза. В 2013 году компания снизила прибыль почти в 5 раз, до 105,808 млн руб. Как рассказывал в интервью РБК гендиректор «Русагро» Максим Басов, это единственное предприятие, которое сейчас не приносит прибыли.