За что арестовали основателя украинского металлургического гиганта
Арест до апреля
В Москве по решению суда арестован гендиректор и сооснователь украинской металлургической компании «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) Олег Мкртчан. Об этом в четверг, 8 февраля, сообщила РБК пресс-секретарь Басманного суда Москвы Юнона Царева.
«Избрали арест до 5 апреля», — сказала Царева, добавив, что Мкртчан обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение). В пресс-службе Следственного комитета отказались от комментариев, в Генпрокуратуре пока не ответили на запрос РБК.
Версии инкриминируемых Мкртчану деяний разнятся. Его бывший бизнес-партнер, депутат Верховной рады и исполнительный директор ИСД Сергей Тарута рассказал «Украинской правде», что Мкртчана подозревают в растрате средств, предоставленных государственными банками. Он пояснил, что речь может идти о кредитах российского Внешэкономбанка (ВЭБ), которые шли как на развитие «Индустриального союза Донбасса», так и на деятельность других предприятий, которыми бизнесмен владеет в России.
РБК не удалось связаться с Тарутой: его телефон был выключен.
Он также считает, что в тех документах, с которыми он ознакомился, суть обвинений изложена поверхностно, в них ничего не говорится о кредитах ВЭБа. Арест бизнесмена оспорен, добавил Костанянц.
Что такое «Индустриальный союз Донбасса»
ИСД, согласно данным c его официального сайта, был основан в 1995 году в Донецке; он объединяет более 40 компаний Украины и других стран. Флагманским активом группы является Алчевский металлургический комбинат, который в ноябре 2017 года перешел под управление властей ЛНР. ИСД входит в число крупнейших транснациональных металлургических компаний Центральной и Восточной Европы. Производственная мощность заводов, входящих в корпорацию, превышает 10 млн т стали в год, она значится среди 40 крупнейших металлургических компаний мира.
Помощь ВЭБа
ВЭБ в 2010 году помог российским инвесторам во главе с Александром Катуниным приобрести контрольный пакет ИСД (50% плюс две акции) и профинансировать вывод предприятия из кризиса. Занимавший тогда пост предправления банка Владимир Дмитриев говорил, что это была «инвестиция около $8 млрд», которая помогла предприятиям «выйти из очень серьезной экономической ситуации», и ВЭБ стал «единственным источником ресурсов». Владельцами оставшихся 49,9% акций ИСД считались Тарута с Мкртчаном. В 2016 году Тарута говорил украинским СМИ, что его российские партнеры (в частности, Катунин) в корпорации ИСД были лишь номинальными владельцами доли: «На самом деле все это связано с Внешэкономбанком. Те, кто выступал номинальным владельцем, были зависимыми людьми. Они брали кредиты в ВЭБе. Управление шло сверху».
Сейчас ИСД вместе с акциями кузбасского производителя угля «Сибуглемет» и чешского завода Vitkovice steel заложены в НКО «Фонд промышленных активов», созданном ВЭБом в конце 2016 года, следует из кипрского реестра (залоги оформлены на кипрские офшоры, которые летом 2017 года перешли в этот фонд). Про «Фонд промышленных активов» известно немного. В него ВЭБ передал большинство своих убыточных активов и их долги, выведя с баланса обесцененные активы стоимостью не менее 358 млрд руб., следует из отчетности госкорпорации. По данным СПАРК, единственным владельцем фонда является ВЭБ, но его представитель говорил РБК, что фонд не является «дочкой» банка и не входит в группу ВЭБа. Фонд купил у ВЭБа права требования по этим проблемным активам на кредит, предоставленный самим же ВЭБом в конце 2016 года. А правительство тогда выдало госгарантию на 548 млрд руб. по этому кредиту, изначально предполагалось, что срок ее действия составит 45 лет (до 2061 года), сообщал РБК, но затем срок сократили до 30 лет.
В декабре 2017 года депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился к генпрокурору Юрию Чайке с запросом, в котором потребовал проверить сделку по покупке ВЭБом акций ИСД. Ссылаясь на публикации в СМИ, Рашкин утверждает, что акции ИСД были куплены по завышенной цене, а также «необоснованно большие суммы были выделены на погашение кредитов предприятия». «Таким образом, государству был нанесен ущерб в размере от $3 млрд до $5 млрд», — говорится в запросе депутата. Но в ответном письме Генпрокуратуры от 1 февраля говорится, что подобные сведения «подтверждения не нашли» (оба письма есть в распоряжении РБК). «Сделки по финансированию российских компаний на приобретение контрольного пакета ИСД и по финансированию ее деятельности реализованы на основании рыночной оценки независимого оценщика на условиях, одобренных решениями наблюдательного совета ВЭБа», — пишет заместитель генерального прокурора Александр Буксман.
Знакомый Керимова
Олег Мкртчан родился в 1966 году в Армавире, окончил Ставропольский политехнический институт по специальности «инженер-технолог». С 2002 года занимает пост гендиректора ИСД, который основал вместе с Сергеем Тарутой и Виталием Гайдуком. Он входит в число 100 богатейших людей Украины по версии Forbes. По итогам 2016 года журнал оценил его состояние в $127 млн. При этом бизнесмен потерял более $450 млн по сравнению с 2013 годом, когда его состояние оценивалось в $584 млн.
В декабре 2014 года Мкртчан стал ненадолго акционером золотодобывающей компании Polyus Gold International Limited, приобретя 18,5% акций у структур Амирхана Мори. Но уже в конце 2015 года структуры Саида Керимова (сына сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова) выкупили у него долю в компании. Интересы Мкртчана и Керимова пересекались и в футболе: в мае 2015 года газета «Спорт-Экспресс» сообщала, что Мкртчан может стать компаньоном сенатора по махачкалинскому клубу «Анжи». Он также спонсировал два других футбольных клуба — донецкий «Металлург» и краснодарскую «Кубань». Первый летом 2015 года прекратил свое существование, а от финансирования второго Мкртчан отказался в апреле 2016-го из-за нехватки средств.
Согласно запросу депутата Валерия Рашкина, Керимов также мог быть причастен к сделке по продаже ВЭБу ИСД. С представителем Керимова связаться не удалось, пресс-служба банка отказалась от комментариев.