Россия потеряла миллиардера из-за маржин-колла
После того как в феврале этого года Сбербанк объявил маржин-колл по кредиту Eurocement, обеспеченному 6,12-процентным пакетом акций LafargeHolcim Ltd. стоимостью $1,5 млрд, владелец Eurocement Holding Филарет Гальчев потерял большую часть своего состояния, пишет Bloomberg.
Согласно индексу Bloomberg Billionaires, состояние 52-летнего бизнесмена упало до $305 млн с $1 млрд на конец декабря и $5,6 млрд на середину 2014 года. Как отмечает агентство, стоимость активов Гальчева начала снижаться с глобальным замедлением экономики, которое сократило спрос на строительные материалы.
21 января Сбербанк купил 6,12% акций швейцарской компании LafargeHolcim Limited и организовал финансирование для Eurocement в рамках сделки РЕПО под залог 37,2 млн акций LafargeHolcim. По информации Bloomberg, на покупку 10% LafargeHolcim Limited Гальчев с 2008 года потратил $2,3 млрд. Комментируя сделку, первый зампредседателя правления Сбербанка Максим Полетаев заявлял, что «высоко ценит» доверие между банком и компанией Гальчева.
Как отмечает Bloomberg, акции LafargeHolcim упали в цене на фоне укрепления швейцарского франка, а доходы компании сократились из-за замедления экономик Бразилии и Китая и ослабления российского рубля (в России у компании есть активы). Акции швейцарской компании с начала года упали на 29%, а капитализация сократилась на $9 млрд.
Через две недели после сделки с Eurocement Сбербанк избавился от залога, за один день продав пакет на рынке с 9-процентным дисконтом, пишет Bloomberg.
Пресс-службы Eurocement, Сбербанка и LafargeHolcim отказались от комментариев агентству.
Состояние Гальчева в прошлом году оценивалось Forbes в $4,4 млрд. В рейтинге Forbes «Богатейшие бизнесмены России» 2015 года он занял 23-е место.
Как отмечает Bloomberg, акции по кредитам сейчас заложены и у других крупных российских бизнесменов: в залоге находится доля Дмитрия Мазепина в ПАО «Уралкалий» и пакет в ПАО «МегаФон» Алишера Усманова и его партнеров, но условия кредитования не предусматривают возможности маржин-коллов.
«Крупный российский бизнес практически отказался от кредитования, условия которого включают маржин-коллы, после того как в 2008–2009 годах миллиардерам пришлось потратить на досрочное погашение существенные суммы, а некоторые потеряли свои активы», — приводит Bloomberg мнение аналитика АО «ИНГ Банк (Евразия)» Егора Федорова. Другие маржин-коллы по крупным активам маловероятны, хотя владельцы компаний меньшего размера могут потерять активы из-за проблем с обслуживанием долга, считает он.