Иллюзия независимости: как Киев заменяет газ углем и электричеством из РФ
Случаи необходимости
По данным Росстата, за десять месяцев Россия снизила поставки на Украину практически всех видов энергоносителей: самое масштабное сокращение по газу – более чем на треть, меньше всего – на 0,9% – снизились поставки нефти. В денежном выражении экспорт упал на 15%, до $9,86 млрд (эта цифра включает не полностью оплаченные Украиной поставки газа).
При этом российский газ Украина не закупает с середины июня: стороны долго спорили о долгах и никак не могли согласовать цену новых поставок. Временное соглашение, так называемый зимний пакет, было подписано только в конце октября: Украина пообещала до конца 2014 года выплатить $3,1 млрд долга, а также согласилась закупать до 1 апреля 2015 года российский газ по $378 за 1 тыс. куб. м. Поставки будут осуществляться по предоплате, и Украина пообещала, что будет покупать сырье у «Газпрома» только в случае крайней необходимости – не более 4 млрд куб. м в течение зимы.
Совсем обойтись без закупок у Украины не получилось: в пятницу, 5 декабря, новый министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин пообещал, что «Нафтогаз» до конца дня перечислит предоплату за 1 млрд куб. м газа. Всего до конца года планируется купить 1,5 млрд куб. м. Если этот план будет выполнен, то общий объем поставок российского газа по итогам года составит немногим более 15 млрд куб. м (включая 13,9 млрд куб. м в январе–июне) – это абсолютный минимум. В прошлом году «Газпром» поставил 25,8 млрд куб. м газа, а в 2011 году – 40 млрд куб. м.
Доля России в газовом балансе Украины в текущем году составит всего 37,5% (в 2013 году был 51%). Представитель «Газпрома» отказался комментировать планы компании по восстановлению доли на украинском рынке. А цель Украины, как заявлял ее президент Петр Порошенко, к 2020 году сократить зависимость от одного поставщика, то есть «Газпрома», до 30%. Всего за год соседи максимально приблизились к заветной отметке.
Дорого обходится
В 2014 году сократились не только закупки у России, но и в целом потребление газа на Украине. Согласно данным Укрстата, за девять месяцев 2014 года потребление газа снизилось на 16,6%, до 28,94 млрд куб. м. По оценке сопредседателя украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, по итогам 2014 года потребление составит 40 млрд куб. м газа – это на 20% меньше, чем год назад. За первые девять месяцев большую часть потребления обеспечила собственная добыча (15 млрд куб. м), оставшаяся часть – это закупки у «Газпрома» и поставки по реверсной схеме.
По мнению заведующего сектором «Экономика и финансы» Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, отказаться от российского газа в Киеве могут, только нарастив на сопоставимую величину реверсные поставки. Под реверсом подразумевается такой механизм, при котором российский газ ненадолго пересекает украинскую границу, а затем возвращается в страну, но уже как «европейское» топливо. В ноябре Украина получила по реверсу 948 млн куб. м газа, а с начала года – 4 млрд куб. м (почти вдвое больше, чем за весь 2013 год). Текущие мощности позволяют Украине импортировать из Европы 11,5 млрд куб. м газа в год, к концу 2015-го власти обещают нарастить их вдвое.
Впрочем, цена реверсных поставок в ноябре выросла до $370 за 1 тыс. куб. м (в сентябре в среднем составляла $350), что сопоставимо с ценой закупок у «Газпрома».
Другой вариант, который, как рассчитывает Украина, позволит ей частично диверсифицировать поставщиков, – строительство терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) на Черном море. В ноябре тогдашний министр энергетики Юрий Продан заявлял, что терминал может быть построен к концу 2015 года. По данным Bloomberg, партнером Украины может стать американская Cheniere Energy Inc. Впрочем, никакой конкретики по этим переговорам нет, и серьезным препятствием здесь является запрет турецких властей на проход судов с СПГ через Босфор из-за соображений безопасности. «Полномасштабный терминал, способный принимать до 10 млрд куб. м газа, может потребовать инвестиций до $2 млрд», – отмечает Агибалов.
Украине потребуется пять-семь лет, чтобы стать независимой от российских поставок газа, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Этому поможет развитие собственной добычи и закупки у европейских трейдеров. По его мнению, не совсем корректно называть это реверсными поставками, ведь газ, попавший из России через пункты сдачи-приемки на территорию Словакии, Польши, Венгрии и так далее и смешанный с газом из других источников, никак не может считаться российским. Закупать его можно, например, через немецкие и даже норвежские фирмы. «Газпром» пытается этому помешать, сокращая поставки в указанные страны, но законной возможности для помех нет. Евросоюз еще в 2005–2007 годах запретил пункты в контрактах, ограничивающие реэкспорт газа.
Крутихин считает, что в стремлении Украины к энергетической независимости перемешаны политика и экономика, а в стратегии «Газпрома» в отношении Украины – чистая политика. Это дорого обходится не только украинцам, но и самой России: «Газпром» теряет своего крупнейшего покупателя.
Угольная катастрофа
Снижая закупки российского газа, Украина одновременно начала масштабные закупки энергетического угля в России. До начала военных действий в Донецкой и Луганской областях на Украине был профицит угля, в прошлом году страна даже экспортировала 8,5 млн т. Но сейчас территория Донбасса – крупнейшего угольного бассейна в Европе – оказалась под контролем самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, а Украина, лишившись возможности получать местный уголь, вынуждена закупать его за рубежом. Украинские власти начали импортировать уголь из ЮАР, в качестве других потенциальных продавцов назывались Вьетнам и США.
По словам Марунича, потребность украинских теплоэлектростанций с октября до конца года оценивались приблизительно в 5 млн т угля: 1 млн т Киев законтрактовал в ЮАР, а еще 4,6 млн т было решено закупить в России. При этом южноафриканский уголь обходится Украине в $110–112 за тонну, а российский – приблизительно в $95. В целом на закупки угля в России украинским компаниям придется потратить более $400 млн.
Сотрудничество с ЮАР оказалось неудачным: поставщик Steel Mont отказался выполнять вторую половину контракта и поставит только 500 млн т. Кроме того, возникли претензии к качеству – из-за этого свободой может поплатиться глава «Укринтерэнерго» Владимир Зиневич, который 5 декабря был задержан правоохранительными органами из-за закупок некачественного угля в ЮАР, сообщила Генпрокуратура Украины.
Но и с поставками угля из России не все гладко: 24 ноября украинские компании ДТЭК и «Центрэнерго» сообщили о прекращении поставок законтрактованного и полностью оплаченного угля из России. Позднее ДТЭК прислала разъяснение, согласно которому задержка может быть связана с негласным запретом РЖД. Такую же версию озвучили российские железнодорожные операторы.
Представитель РЖД, сославшись на прежние заявления главы компании Владимира Якунина, сказал РБК, что запрета на поставки угля на Украину не было. Источник РБК в одной из крупных компаний перевозчиков отметил, что движение вагонов с углем возобновлено.
Представитель ДТЭК сообщила РБК, что российский уголь компания так и не получила, а о возобновлении поставок российские партнеры не сообщали. По данным Минэнергоугля Украины, на российско-украинской границе находится около 500 вагонов. Сейчас Киев работает над вопросом доставки груза.
Источник в «Укринтерэнерго», закупающей уголь в ЮАР, сообщил РБК, что ситуация с углем сложилась катастрофическая и компания не может оплатить поставки. По его словам, если в ближайшее время ничего не изменится, возможна полная остановка ТЭС. «Если раньше мы грузили, начиная выполнять контракт, два маршрута: один на Змеевскую ТЭС, один на Трипольскую – 150 вагонов в среднем, то сейчас речь идет о 20 вагонах и полной остановке», – отметил он.
Это совпало с аварией на Запорожской АЭС, на которой был отключен третий энергоблок. Из-за нехватки электроэнергии в середине недели без электричества остался Харьков, веерные отключения начались в Киеве, в 16 районах Львовской области и ряде крупных областных центров.
Дефицит электричества
Все это подталкивает Украину пойти на другую крайнюю меру – возобновить импорт электричества из России. С конца 2008 года Украина не импортировала электроэнергию из России без учета перетокового режима; более того, она активно экспортировала ресурс в Белоруссию, Молдавию и ЕС. По данным Минэнергоугля Украины, в прошлом году экспорт электроэнергии составил 9,9 млрд кВт·ч, а за три квартала 2014 года – лишь 6 млрд кВт·ч.
«До нынешнего кризиса украинская энергосистема имела огромный запас», – напоминает аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр. По его словам, в 2013 году общий коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) на Украине не превышал 40%. «Для сравнения – в России это 57%, газовые электростанции могут работать с КИУМ 75–80%, угольные – 65–70%, атомные – 99%», – сказал он.
В связи с нехваткой электроэнергии Украина уже отключила Белоруссию и снизила поставки в страны Евросоюза. «Сейчас, при текущих поставках угля, есть дефицит – где-то 1,5 ГВт», – отмечает Марунич. По его словам, в этом году экспорт может сократиться на 20%.
В ноябре кабмин Украины уволил замминистра энергетики и угольной промышленности Вадима Улиду за согласование импорта электричества из России. Впрочем, власти не стали сворачивать переговоры: на днях уже новый министр Владимир Демчишин заявил о том, что Украина обсуждает с Москвой возобновление импорта, при этом условием российской стороны являются поставки электричества в Крым. Он добавил, что Киев также ведет переговоры по импорту электроэнергии из Белоруссии.
Представитель «Интер РАО» сообщил РБК, что все переговоры с украинской стороной ведет Минэнерго. Он также добавил, что компания готова начать поставки, как только будет достигнута договоренность. Представитель Минэнерго от комментариев отказался.
Скляр считает, что поставки электроэнергии из России сейчас абсолютно логичны для Украины, а при правильном ценообразовании могут быть даже дешевле закупок угля. «Но, думаю, позиция России будет достаточно жесткой в этом вопросе. Скорее всего, российские власти прибегнут к тем же расценкам, что Украина выставляет при поставке электроэнергии в Крым, то есть около 7–8 евроцентов за 1 кВ·ч, что, в общем, дорого», – пояснил эксперт. Он добавил, что электроэнергия в России сейчас стоит около 4–4,5 евроцента за 1 кВ·ч.
До 2008 года Украина закупала электроэнергию у России, но это была скорее приграничная торговля, напомнил Скляр. «Причина не в том, что у Украины не было достаточно запасов: логичнее было выбрать поставки из России», – отмечает аналитик.
Нехватка угля вынудила Украину принять еще одно экономически невыгодное решение – запустить газовые блоки на электростанциях, так как в связи с похолоданием выросло потребление. «Газовые блоки стояли последние пять лет, их просто никто не использовал, потому что электроэнергия, производимая там, в 2,5 раза дороже, чем на угольных блоках», – комментирует Марунич. То есть если Украина откажется от покупки угля и электричества в России, то ей с большой долей вероятности придется увеличить закупки газа.
Атом незаменим
В условиях нехватки угля и газа Украина увеличивает выработку электроэнергии на АЭС. В ноябре доля АЭС в общем производстве электроэнергии выросла с 50 до 56%, а в отдельные дни цифра доходила до 60%. Из 15 энергоблоков на четырех украинских АЭС были задействованы 13.
Здесь Украине сложнее всего отказаться от закупок в России, ведь местные АЭС технологически завязаны на российское топливо. За девять месяцев российская ТВЭЛ («дочка» «Росатома») поставила на Украину топлива на $510 млн, на 7,2% больше, чем годом ранее.
Впрочем, Украина и здесь ищет альтернативных поставщиков. Еще в 2008 году было решено начать закупки опытных партий топливных сборок у американской Westinghouse. Но в 2012-м из-за выявленных дефектов от их широкомасштабного использования было решено отказаться, сейчас они применяются лишь на Южно-Украинской АЭС.
В апреле 2014 года украинский «Энергоатом» продлил соглашение с американцами, а в сентябре местные чиновники заявляли, что уже с конца года начнутся крупные поставки американского топлива.
В ноябре «Энергоатом» подписал допсоглашение с российской ТВЭЛ о поставках российского топлива в 2015–2016 годах. «Мы зависим от России», – резюмировал генеральный инспектор и директор по безопасности «Энергоатома» Данко Билей. Как сообщил РБК источник, близкий к одной из сторон сделки, объемы закупок в 2015–2016 годах будут сопоставимы с предыдущими, то есть топливо будет поставлено как минимум для загрузки 12 энергоблоков.
Попрощались с нефтяниками
Меньше всего Украина зависит от России в плане поставок нефти и нефтепродуктов, хотя еще недавно российские нефтяные компании были ведущими игроками на местном рынке. По данным Укрстата, крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на Украину является Белоруссия, на нее приходится до 60% импорта, далее следуют Польша и Литва (все эти страны перерабатывают российскую нефть), а Россия занимает лишь четвертое-пятое место.
Активы на Украине есть у «Роснефти» – ей принадлежат Лисичанский НПЗ и сеть из 140 АЗС, которые достались после покупки ТНК-BP. НПЗ, простаивающий с 2012 года, находится в зоне боевых действий. Летом он был обстрелян, и «Роснефть» оценила ущерб в $140 млн. В отчетности за девять месяцев 2014 года «Роснефть» отмечала, что «осуществляет деятельность на территории Украины в несущественных объемах». Представитель «Роснефти» отказался комментировать планы компании по работе на украинском рынке нефтепродуктов.
ЛУКОЙЛ, владевший крупным Одесским НПЗ, в прошлом году продал его группе ВЕТЭК Сергея Курченко. А в августе 2014 года компания избавилась от другого украинского актива – шести нефтебаз и 240 АЗС (100% «ЛУКОЙЛ Украина»), продав их австрийской AMIC. Представитель ЛУКОЙЛА сообщил РБК, что сделка с AMIC по продаже АЗС не закрыта, но заправки уже перешли в управление покупателю, и на них был проведен ребрендинг. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в конце июля объяснял телеканалу «Россия 24», что в этом году продажи компании на Украине сократились на 42%, а АЗС не раз бойкотировали, в том числе с риском создать аварийную ситуацию.
«В 2011–2012 годах ЛУКОЙЛ поставлял на Украину 650–750 тыс. т нефти, нефтепродуктов, газопродуктов ежегодно», – говорит представитель компании. По его словам, в 2013 году был временный скачок. Объем поставок в 2014 году представитель ЛУКОЙЛа не комментирует. А «Газпром нефть», которая раньше работала на Украине по франшизе, больше не работает на украинском рынке, сказал ее представитель. Компания «Люксвен», которой принадлежали АЗС под брендом «Газпром нефти», отказалась от сотрудничества с российской компанией и переименовала свои четыре АЗС в Luxwen.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук отмечает, что российским компаниям неинтересен украинский рынок нефтепродуктов в связи с политической нестабильностью последних лет в регионе. Кроме того, сам рынок топлива на Украине сейчас серьезно сократился. По данным Укрстата, за девять месяцев 2014 года потребление остановилось на отметках 2,4 млн т бензина, 3,9 млн т дизельного топлива и 101,7 тыс. т мазута (на 18,1, 7,5 и 25,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Собственное производство также упало на 33,5, 23,6 и 0,6% соответственно.