Сбер одобрил лимиты для закупки нефти у структур Гуцериева после санкций
Сбербанк уведомил в четверг, 8 июля, три компании, связанные с семьей Михаила Гуцериева — нефтяную компанию «Нефтиса», «ФортеИнвеста» (владеет Орским НПЗ) и «Ойл Технолоджис» — о готовности продолжать финансировать трейдеров для выплаты этим структурам предоплат.
Об этом говорится в письме управляющего директора, начальника управления финансирования нефтегазовой и химической промышленности Сбербанка Светланы Гришиной. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа.
«Информируем вас о том, что группой Сбербанк одобрены лимиты для продолжения финансирования трейдеров на цели осуществления предоплат в пользу «Ойл Технолоджис» для поставки нефтепродуктов, произведенных на Афипском НПЗ», — указано в письме. Мощность переработки Афипского НПЗ, находящегося в Краснодарском крае, составляет 6 млн т нефти в год. В октябре 2019 года Сбербанк заявил, что предоставит структурам Гуцериева более $1 млрд для модернизации этого завода.
Как пишет Гришина, Сбербанк также готов одобрить лимиты для финансирования трейдеров на аналогичные цели при закупке нефти и нефтепродуктов у «Нефтисы» и «ФортеИнвеста» соответственно.
Представитель Сбербанка отказался от комментариев, сославшись на то, что запрос касается двусторонних отношений банка и клиента. Представитель Гуцериева также отказался от комментариев.
21 июня совет ЕС ввел санкции против Гуцериева наряду с белорусскими чиновниками и компаниями в связи с вынужденной посадкой рейса Ryanair в Минске в конце мая, после которой был арестован оппозиционный журналист Роман Протасевич. «Михаил Гуцериев — известный российский бизнесмен, имеющий бизнес-интересы в Белоруссии в секторах энергетики, калийных удобрений и других. Он давний друг Александра Лукашенко и благодаря этому скопил значительное богатство и [имеет] влияние в политической элите Белоруссии», — говорилось в сообщении совета ЕС.
Но в европейском праве нет понятия «вторичные санкции», которые распространяются на контрагентов, в отличие от американского права, отмечает специальный советник по санкционному праву коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин. «На Гуцериева наложены европейские санкции, поэтому кредитовать связанные с ним компании в евро запрещено только европейским банкам. На российские банки этот запрет не распространяется. «Сберу» ничего не грозит», — отметил он.
Несмотря на то что в санкциях ЕС нет условия для вторичных ограничений, через три дня после введения санкций, 24 июня, Гуцериев решил покинуть совет директоров своей другой нефтяной компании — «РуссНефти».