«Сибур» пересмотрит проект на $10 млрд на фоне антироссийских санкций
Из-за антироссийских санкций «Сибур» и его китайский партнер Sinopec пересмотрят стратегию реализации мегапроекта строительства Амурского газохимического комплекса, который они собирались достроить к середине 2024 года.
«Сибур» и Sinopec видят необходимость пересмотра стратегии реализации проекта Амурского ГХК, соответствующие решения планируется принять в ближайшее время», — сообщил РБК пресс-секретарь «Сибура» Артур Топорков. «Сибуру» принадлежит 60% Амурского ГХК, Sinopec — 40%.
По состоянию на конец марта 2022 года общий уровень готовности проекта составил 37,8%, а по отдельным технологическим установкам — 43%, говорит Топорков. В настоящий момент на строительной площадке в Свободном (Амурская область) продолжаются строительно-монтажные и иные работы, подчеркнул он.
Но партнерам пришлось заморозить часть работ по строительству этого завода из-за сложностей с доставкой оборудования, рассказал РБК источник, близкий к нескольким подрядчикам проекта. Это произошло из-за санкций, в том числе на поставки высокотехнологичного оборудования в Россию, которые были введены западными странами в ответ на продолжающуюся военную спецоперацию на Украине.
Что известно про проект
Амурский ГХК должен стать крупнейшим в мире комплексом по производству базовых полимеров мощностью 2,7 млн т в год — 2,3 млн т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена. Планировалось, что он будет получать сырье с Амурского газоперерабатывающего завода, который строит «Газпром».
«Мы работаем над оптимизацией проекта на этапе инженерных решений и снижением бюджета. Находим какие-то не самым оптимальным образом сделанные вещи, в том числе на «Запсибнефтехиме» и на других наших проектах», — рассказывал в интервью РБК в ноябре 2021 года Дмитрий Конов, который на тот момент возглавлял «Сибур». В декабре компания привлекла $9,1 млрд на этот проект. Из них $2,6 млрд согласились предоставить международные банки под покрытие экспортных страховых агентств Италии (SACE) и Германии (Euler Hermes), а еще $6,5 млрд — китайские и российские банки. Оставшуюся часть общей стоимости проекта (всего — около $10 млрд) должны профинансировать акционеры проекта — «Сибур» (60%) и китайская Sinopec (40%).
25 марта агентство Reuters сообщило, что Sinopec приостановила переговоры о крупных инвестициях в нефтехимическую промышленность России из-за риска попасть под западные санкции. Но тогда «Сибур» сообщил, что продолжает совместную реализацию Амурского ГХК с китайским партнером. Позже и вице-президент Sinopec Юй Баоцай подтвердил, что компания не сворачивает проекты в России: «Работа компании в России в настоящее время стабильно продвигается. Каких-либо признаков снижения ценности активов нет».
Вероятно, «Сибур» и Sinopec столкнулись с тем, что часть импортного оборудования, заказанного для строительства Амурского ГКХ, оказалась недоступна из-за западных санкций против России, отмечает генеральный директор Центра отраслевых исследований Андрей Костин. Поэтому партнерам придется заказывать это оборудование в «дружественных странах» вроде Китая. К тому же часть оборудования было пропритетарным — изготавливалось поставщиками технологий, такими как немецкая Linde, добавляет эксперт. Для этого типа оборудования возможно потребуется корректировка проектных решений и проверка совместимости с альтернативными решениями. Это все потребует дополнительного времени для завершения строительства ГХК, а также, наверное, приведет к увеличению стоимости проекта, но вряд ли срок увеличится более чем на год, замечает Костин. Тем не менее непреодолимых проблем для реализации этого проекта не видно, заключает он.
Почему у «Сибура» сменился руководитель
16 марта стало известно, что Конов ушел с поста предправления «Сибура» из-за санкций ЕС и Британии. «Организационные изменения реализуются с учетом включения Дмитрия Конова в санкционные списки ЕС и Великобритании и направлены на повышение устойчивости бизнеса «Сибура», — отмечалось в заявлении компании.
Конов попал в санкционные списки Евросоюза 9 марта наряду с еще несколькими российскими бизнесменами и топ-менеджерами, «оказывающими поддержку и получающими выгоду от правительства Российской Федерации или обеспечивающими ему существенный источник дохода». В качестве обоснования в ЕС заявили о близости крупнейших акционеров «Сибура» Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко к президенту Владимиру Путину. По данным ЕС, «Сибур» тесно связан с правительством России. «Дмитрий Конов работает в секторах экономики, обеспечивающих существенный доход правительству России», — говорилось в документе. Через несколько дней после этого аналогичные меры ввела и Великобритания.
Полномочия правления после «проведения всех необходимых корпоративных процедур» будут переданы совету директоров «Сибур Холдинга», который возглавляет крупнейший совладелец компании Леонид Михельсон (30,6%), и правлению ООО «Сибур» (его председатель и гендиректор — Михаил Карисалов), сообщала пресс-служба компании. Конов также покинет правление ООО «Сибур». Карисалов был, по сути, вторым человеком в компании после Конова, теперь руководство сосредоточится у него и совета директоров.