Фридман сравнил нефтегазовые компании с производителями табака
Нефтяные и газовые компании, несмотря на переход на возобновляемые источники энергии, будут еще долго существовать и зарабатывать, заявил на Киевском международном экономическом форуме совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман, передает «Новое время».
«Они будут устроены, как табачная индустрия, которую не все любят, но она зарабатывает большие деньги, потому что все равно есть достаточно большая армия людей, которые курят. Но при этом эти деньги частично тратятся на охрану здоровья и разные правильные вещи. Так будет устроен и нефтяной, и газовый бизнес», — считает Фридман.
По его прогнозу, переход на альтернативные источники энергии будет происходить не очень быстро. «Легкомысленно говорить, что это все быстро поменяется, совершенно безответственно», — отметил бизнесмен.
«Мы увидим несколько вещей. Как-то будет снижаться потребление нефти, потому что будет происходить замещение машин с бензиновыми двигателями электромобилями, а значительная часть потребления нефти связана с бензином. Я думаю, что потребление газа в ближайшее десятилетие точно снижаться не будет, а скорее, будет расти», — уверен Фридман.
На нефтяной бизнес все больше будет влиять новый фактор — власть общественного мнения, таким прогнозом бизнесмен поделился в сентябре. В качестве примера этой тенденции он привел «маленькую шведскую девочку» Грету Тунберг, которая сказала, что «нефть — это плохо», и «попала в болевой нерв общественного мнения», обеспокоенного глобальным потеплением. В результате нефтегазовые компании «теряют лицензию от общества» на свою деятельность.
Фридман отметил, что раньше общество считало нефтяной бизнес почетным и уважаемым: все понимали, что определенный вред окружающей среде есть, но не было другого источника энергии. «И сейчас нет — и, конечно, его ничто быстро не заменит», — считает он. Однако в будущем «громкий посыл» экоактивистов может привести к тому, что нефтяной бизнес будет сведен к минимуму, прогнозирует Фридман.
Wintershall Dea — крупнейшая нефтегазовая компания в Европе — принадлежит нефтехимическому концерну BASF (67%) и LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, которая была создана путем слияния их активов. Компания ведет добычу в Норвегии, Германии, а также в России совместно с «Газпромом». Кроме того, работает в Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Wintershall Dea также принадлежит газотранспортный бизнес, включая 15,5% Nord Stream AG (оператор газопровода «Северный поток»), и она выступает одним из инвесторов строительства «Северного потока-2».