В Анголе заявили, что участие России в добыче алмазов отпугивает клиентов
Произведенные в Анголе алмазы не попадают под западные санкции, но, несмотря на это, партнерство с Россией «отпугивает» некоторых клиентов, заявил Bloomberg президент государственной ангольской алмазной компании Endiama Mining SA Жозе Ганга Жуниор.
Endiama владеет 59% акций горно-рудного общества «Катока», в котором АЛРОСА принадлежит 41%. Общество ежегодно добывает и реализует около 7–7,5 млн каратов алмазов, запасы оцениваются в 120 млн каратов. Также у российской компании есть доля в ангольском алмазном проекте «Луаше».
«Алмазы, которые есть у нас в Анголе, принадлежат нам», — заявил Ганга Жуниор. Тем не менее, по его словам, страна «иногда сталкивается с трудностями» при работе с клиентами на некоторых рынках из-за доли АЛРОСА в рудниках. Он не стал уточнять, оказывал ли кто-либо давление на Анголу, чтобы «вытеснить» российскую компанию из проекта «Катока».
«АЛРОСА не вмешивается в деятельность Анголы», — подчеркнул глава Endiama. Он добавил, что компания должна создать систему отслеживания и идентификации алмазов, добываемых на ее рудниках.
АЛРОСА находится под санкциями США и Евросоюза, а с 1 января страны G7 запретили импорт российских алмазов. С 1 марта он распространяется на поставки камней, обработанных в третьих странах. Россия считает санкции незаконными. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что ограничения в отношении российских алмазов были спрогнозированы и страна к ним готовилась.
В январе ангольское издание Expansão сообщило, что власти этой страны просят АЛРОСА продать свою долю в «Катоке». Несколько месяцев спустя замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что соответствующие переговоры идут, сумма сделки обсуждается с «дружественными инвесторами». «Ангольцы считают, что присутствие АЛРОСА в качестве ключевого акционера мешает им развивать их бизнес. В целом у них есть на это справедливые основания», — отмечал он.
Посол Анголы Аугушту да Силва Кунья сообщил в начале сентября, что АЛРОСА предложили «один возможный вариант», который стороны вскоре обсудят. Глава Якутии Айсен Николаев тогда же отмечал, что окончательного решения об участии компании в проекте «Катока» пока не принято.