Reuters узнал о схеме по возвращению денег российских элит из-за рубежа
Об идее выпуска специальных бондов для создания благоприятных условий возвращения денег состоятельных россиян на родину Reuters сообщает со ссылкой на три осведомленных источника. Бонды, выпущенные в иностранной валюте, будут иметь доходность выше банковских ставок, а их держателям можно будет сохранять анонимность, объясняют собеседники агентства.
«У нас есть информация, что многие хотят вернуть свои сбережения в иностранной валюте в Россию», — заявил Reuters высокопоставленный представитель одной из крупных российских госкомпаний. Идея, с которой выступили состоятельные россияне (кто именно предложил такую схему, агентство не уточняет), предполагает открытие специального счета, с которого можно будет приобретать специальные бонды, выпущенные Министерством финансов России.
Российский Минфин отказался дать комментарий Reuters. Два источника агентства, близкие к ведомству, заявили, что не одобряют такое предложение. Источник Reuters, занимающий высокий пост в одном из российских госбанков, считает, что такой шаг «ускорит процесс, который уже идет»: состоятельные люди из окружения президента Владимира Путина переводят небольшие суммы в иностранной валюте на депозиты в российских банках. Однако ставки на депозиты в иностранной валюте низкие, в то время как специальный инструмент Минфина может обеспечить бизнесменам хороший доход, объясняет собеседник агентства. «Идея есть, но решения по ней нет», — подчеркивает он.
Источник РБК, близкий к Минфину, рассказал, что возможность выпуска таких бондов — это предложение участников рынка, которое не нашло поддержки в ведомстве. «Закон о бюджете и программа заимствований не позволяет выпускать такие бумаги», — уточнил собеседник РБК. «Если интерес к такого рода продукту есть, то логичнее, чтобы данные бонды выпускали банки», — добавил осведомленный источник на финансовом рынке.
Собеседник Reuters, близкий к Кремлю и крупнейшим российским бизнесменам, отмечает, что облигации внутреннего валютного займа выпускались и раньше — их традиционно называли вэбовками, по сокращенному названию Внешэкономбанка (ВЭБа), который их выпускал. «Сейчас дополнительным аргументом в пользу такого финансового инструмента могут стать санкции», — отмечает он. Российские бизнесмены, таким образом, смогут предоставить государству альтернативный инструмент для финансирования, в случае если новые санкции США запретят иностранным инвесторам покупать суверенные бонды России.
В августе президент США Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Согласно документу, в течение 180 дней, то есть до февраля 2018 года, власти США (Минфин, разведка, Госдепартамент) должны будут представить конгрессу отчет о российских бизнесменах, которые связаны с Кремлем, президентом Владимиром Путиным и его окружением. Те бизнесмены, кто попадет в список, становятся потенциальными фигурантами новых санкционных мер со стороны Вашингтона. Как сообщал Reuters на прошлой неделе, опросив нескольких крупных российских предпринимателей, представители бизнес-элиты стремятся дистанцироваться от Владимира Путина, для того чтобы не попасть под санкции. В Кремле считают, что США посредством санкций хотят настроить бизнес против Путина, причем специально делают это в преддверии президентских выборов (об этом на прошлой неделе говорил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков).
Точных данных о том, сколько денег россияне держат за границей, нет. По оценке профессора экономики в Университете Беркли Габриэля Цукмана, россияне по состоянию на 2014 год держали в офшорах около $200 млрд, что эквивалентно 10% ВВП России на тот год. По подсчетам Национального бюро экономических исследований, частной исследовательской организации из США, к 2015 году объем активов, выведенных россиянами в офшоры, составил около 75% от национального дохода страны, то есть около 60,75 трлн руб.
С 2014 года в России в рамках политики деофшоризации действует закон о контролируемых иностранных компаниях. Согласно ему, собственники офшоров должны раскрывать свои активы российским властям и платить с них налоги. Однако последствия такой политики в некоторых случаях оказывались противоположными. Бывший чиновник, близкий к Кремлю, летом говорил Reuters, что, по его оценкам, примерно третья часть из 500 самых богатых российских бизнесменов покинула страну с момента принятия закона о деофшоризации. В июле два российских бизнесмена из первой сотни богатейших бизнесменов по версии Forbes говорили Reuters, что перестали быть налоговыми резидентами России (для этого достаточно находиться в стране менее 183 дней в году).