Прохоров заступился за Потанина после аварии на ТЭЦ в Норильске
Общественное возмущение, поводом для которого стал масштабный разлив дизтоплива на подконтрольной «Норильскому никелю» ТЭЦ в Норильске, не должно привести «к формированию поспешных выводов и принятию необоснованных действий». Об этом заявил бывший совладелец «Норникеля» Михаил Прохоров, слова которого передал РБК его представитель.
Бизнесмен выразил уверенность, что его бывший партнер Владимир Потанин «найдет правильные решения, чтобы оперативно разрешить эту ситуацию и не допустить повторения подобных сценариев в будущем».
«Процессы, которые мы наблюдаем сейчас вокруг Норильска, настораживают. Огульные призывы к национализации крупнейшего частного предприятия, втаптывание репутации бизнесмена в грязь, а также публичные призывы некоторых представителей власти использовать следственные органы для смены собственников и менеджмента компании формируют опасный прецедент», — заявил Прохоров.
Прохоров, который в 2001–2007 годах был генеральным директором и председателем правления ГМК «Норильский никель», считает, что компания и сейчас одна из лучших в сфере экологической политики не только на российском, но и на международном рынке. А Потанина он называет эффективным антикризисным менеджером.
Призывы к национализации «Норникеля», по словам Прохорова, создают угрозу для всего частного бизнеса в России, от маленьких ресторанов до промышленных гигантов.
«Это угроза всей экономике страны, которая благодаря частному бизнесу и предпринимательской инициативе сделала за последние 20 лет мощный скачок. Я бы предложил не забывать, что в значительной мере именно этим людям уже в ближайшие месяцы предстоит реализовывать амбициозный национальный план восстановления экономики», — добавил бизнесмен.
Почему Прохоров продал долю в «Норникеле»
Конфликт между Прохоровым и Потаниным разразился в 2007 году после инцидента с задержанием первого в Куршевеле. Бывшие партнеры объявили о разделе активов. Тогда же стало известно, что Прохоров уходит в отставку с поста гендиректора «Норильского никеля». Весной 2008 года он продал 25% «Норникеля» Олегу Дерипаске и получил взамен $5 млрд и пакет акций UC Rusal. Потанин был расстроен действиями бывшего партнера. «Прохоров обещал Алишеру Усманову и мне продать нам «Норникель» и купить «Полюс золото», но не стал этого делать. Бизнесмен такого уровня должен быть очень последовательным и предсказуемым, а не быть шоуменом или Владимиром Жириновским от бизнеса», — говорил он в интервью The Moscow Times.
Разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 (принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании, НТЭК, «дочке» «Норникеля») произошел 29 мая. В результате около 21 тыс. т дизеля оказалось в реках Далдыкан и Амбарная. Через несколько дней, 1 июня, в Таймырском Долгано-Ненецком районе и городе Норильск был введен режим ЧС, а 3 июня Генеральная прокуратура возбудила три уголовных дела — по ч. 1 ст. 254 УК России (порча земли), ст. 246 (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и ст. 250 (загрязнение вод).
На следующий день четвертое уголовное дело возбудили по статье о халатности из-за подозрений в несвоевременном информировании о чрезвычайной ситуации.
Операционный директор компании «Норникель» Сергей Дяченко назвал возможной причиной аварии на ТЭЦ-3 потерю прочности грунта. Он рассказал, что конструкция простояла 35 лет и регулярно проходила экспертизу, при этом в последний раз проверка проводилась в 2018 году и отклонений выявлено не было.
Восстановление экологической ситуации в районе, где произошел разлив нефтепродуктов, займет не меньше десяти лет, заявила заместитель министра природных ресурсов и экологии Елена Панова. Greenpeace оценивает ущерб от аварии в 10,2 млрд руб.
3 июня президент России Владимир Путин поддержал предложение главы МЧС России Евгения Зиничева о введении в районе аварии режима чрезвычайной ситуации федерального масштаба.