Медведев сможет заблокировать сделку Schlumberger и EDC
Такое заявление сделал начальник управления контроля иностранных инвестиций ФАС Армен Ханян, передает Интерфакс. «Предварительный анализ позволяет с большой долей вероятности говорить о том, что это сделка требует предварительного согласования с правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ», – сказал он. Целесообразность подачи ходатайства не вызывает сомнений, добавил чиновник.
Кроме того, в четверг замглавы ФАС Андрей Цыганов заявил, что ведомство требует дополнительных документов по сделке Schlumberger и EDC, сообщал Интерфакс. «Подробностей две: структура сделки в целом, потому что она в два этапа – и мы должны понять, эти этапы взаимосвязаны между собой или они совершенно самостоятельны и на каждом из них другие правовые последствия возникают или нет. Последствия с точки зрения корпоративного права. А второе – это окончательное выяснение того, требуется или не требуется согласование по закону об иностранных инвестициях», – сказал Цыганов. Он отметил, что ФАС уже направила запросы в Schlumberger.
Представитель Schlumberger заявил РБК, что запроса ФАС пока не получал. «Мы ждем поступления официального запроса от ФАС, на которое мы будем реагировать соответствующим образом. На данный момент у нас нет какой-либо дополнительной информации по этому вопросу», – сказал РБК вице-президент Schlumberger в России и Центральной Азии Александр Борисов.
Представитель EDC на момент публикации не ответил на запрос РБК.
Существует перечень отраслей, которые государство считает системообразующими, куда входит и нефтегазовая отрасль. Уже этот факт ФАС может счесть основанием для того, чтобы рекомендовать сделку Schlumberger и EDC к рассмотрению комиссией по иностранным инвестициям, говорит Алексей Мельников, юрист Московской городской коллегии адвокатов. «Процедура рассмотрения сделки комиссией по иностранным инвестициям непрозрачна, время рассмотрения прогнозировать сложно», – объясняет юрист. Алгоритм действий компаний стандартный: стороны обращаются к ведомству за одобрением, далее комиссия рассматривает сделку с точки зрения национальной безопасности, при этом четких критериев оценки сделки нет, говорит Мельников.
«Делать прогнозы относительно решения комиссии сложно. Тем не менее при существующем дефиците инвесторов подобные сделки государство должно только приветствовать. Кроме того, статистика решений комиссии оптимистична», – добавляет юрист. По его данным, в 2013 году отказы комиссии по иностранным инвестициям в совершении сделок составили всего 5% обращений. Около 60% сделок были одобрены, в 30% случаях необходимости в обращении в ведомство не было, еще 5% сделок были согласованы, но на других, отличных от первоначальных условиях.
Сделка в два хода
О том, что сделка EDC и Schlumberger откладывается, стало известно 20 февраля – это произошло из-за проверки ФАС. По этой же причине EDC отложила выкуп акций с Лондонской фондовой биржи (LSE), который компания должна провести в рамках сделки, которая подразумевает несколько этапов.
На первом этапе специально созданная компания EDC Acquisition Company должна выкупить около 30% EDC у миноритариев (по $22 за расписку, GDR) и провести делистинг с LSE. Покупку предполагается осуществить на кредит Schlumberger в $991 млн. После этого Schlumberger должна конвертировать этот кредит в приобретенные акции. На втором этапе Schlumberger обязуется докупить еще 14,98% у основных акционеров EDC, увеличив свою долю до 45,65%. Кроме того, согласно договоренностям покупатель получает опцион на оставшиеся 54,35% EDC, который он может исполнить через три года – с 2018 года. Общая сумма предполагаемой сделки без учета стоимости исполнения опциона – $1,7 млрд.