Производители лекарств предсказали рост цен из-за требований спецслужб
В связи с некорректным цитированием заместителя руководителя ФНС России Андрея Батуркина, выступавшего на парламентских слушаниях по теме маркировки, редакция внесла незначительные изменения в текст и заголовок.
Новинка в коде
Пять крупнейших фармацевтических ассоциаций обратились к спикеру Госдумы Вячеславу Володину и вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой отказаться от введения криптозащиты маркировки лекарств. По их мнению, это грозит отечественной фармацевтической индустрии изоляцией, а также может привести к значительному росту цен на лекарства из-за дополнительных расходов.
Письмо есть у РБК, его подлинность подтвердили в Ассоциации международных фармацевтических производителей (АІРМ) и Союзе профессиональных фармацевтических организаций (СПФО).
С 1 февраля 2017 года в России проводится эксперимент по маркировке лекарств двухмерным штриховым кодом. В 2020 году маркировка для лекарственных средств станет обязательной. Но весной этого года, как утверждают авторы письма, «спустя полтора года после начала эксперимента и осуществленных производителями значительных инвестиций в закупку необходимого оборудования», правительство России предложило изменить систему маркировки, добавив в нее механизмы криптозащиты. Это значит, что код для каждой пачки лекарств будет генерировать не сам производитель, а специальное программное обеспечение, поставляемое Центром развития перспективных технологий. ЦРПТ принадлежит структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого.
«Обсуждающиеся в настоящее время предложения по пересмотру фундаментальных основ организации системы мониторинга посредством введения криптозащиты серийного номера упаковки <…> полностью противоречат действующей концепции эксперимента и кардинально изменяют весь проект, включая сроки и условия его внедрения. Данные изменения потребуют от производителей значительных незапланированных временных и материальных расходов», — говорится в документе.
Это приведет к снижению экспортного потенциала и изоляции отечественной фармацевтической индустрии, указано в письме. Кроме того, криптозащита увеличит дополнительную стоимость создания и обслуживания системы мониторинга. «Что в конечном счете может привести к существенному росту цен на лекарственные препараты и снизить их доступность для населения», — подчеркивают авторы.
Требование спецслужб
Ранее в Госдуме прошли парламентские слушания по теме маркировки. На них заместитель руководителя ФНС России Андрей Батуркин сообщил, что решение о распространении криптографии для маркировки лекарств — требование спецслужб. По его словам, спецслужбы считают, что «отсутствие криптозащиты позволяет использовать изъяны в системе маркировки и продавать нелегитимный товар». Какие службы приняли решение о распространении криптографии, Батуркин не пояснил. Регулирование средств криптографической защиты находится в ведении ФСБ, объяснил РБК бывший советник директора Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ, вошло в состав ФСБ) и автор исследований о российских спецслужбах Андрей Солдатов. Согласно информации на официальном сайте Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ, на эту структуру возложено лицензирование юридических лиц для всех видов работ с криптографическими средствами.
Исполнительный директор АІРМ Владимир Шипков, подписавший обращение, рассказал РБК, что сейчас в эксперименте используется формат кода Data Matrix без дополнительной криптозащиты. Такой код применяется в Евросоюзе и устраивает большинство российских производителей. «Европейский союз идет по пути внедрения Data Matrix, и нас как производителей тот же руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко заверял, что этот код позволяет обеспечить необходимую защиту», — сказал он.
Теперь, замечает директор СПФО Лилия Титова, к Data Matrix планируется добавить «криптохвост», который, по ее мнению, приведет к дополнительным затратам. «Мы не оперируем пока данными, сколько будет стоить этот «криптохвост», но уже сейчас понятно, что это дополнительное оборудование, перестройка ИТ-программы. При этом криптозащиту нужно будет покупать у ЦРПТ», — сказала Титова.
Шипков напомнил, что изначально, когда речь зашла о криптозащите, «предполагалось, что это будет обеспечено для производителей на безвозмездной основе». «Но в дальнейшем стало ясно, что эта услуга будет платной, примерно по 50 коп. за один код на одну упаковку», — поясняет он.
РБК направил запрос в Министерство промышленности и торговли (ведомство курирует вопросы маркировки).
Оборудование — бесплатно
Использование криптографии прописано в утвержденной правительством в мае 2018 года модели функционирования системы маркировки, сообщили РБК в ЦРПТ. В компании подчеркнули, что она инвестирует в проект маркировки свыше 10 млрд руб. и от производителей не понадобится затрат на оборудование — ЦРПТ оснастит все заводы в стране, которые должны будут наносить маркировку, регистраторами эмиссии (цифровыми сейфами. — РБК), напрямую интегрированными с единой системой маркировки. «ЦРПТ уже проведены успешные испытания на площадках «Фармстандарта», «Р-Фарма», «Биокада» и других. Использование криптографии не требует дополнительных затрат участников рынка и не удлиняет сроки внедрения маркировки», — резюмировали в компании.
Что еще маркируют
Правительство планирует создать в России к 2024 году систему полной прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя. С 2016 года обязательна маркировка изделий из меха, с января 2020 года она станет обязательной для лекарств. С января 2018-го начался почти годовой экспериментальный период по маркировке табачной продукции, в июне началась маркировка обуви.
В декабре 2017 года Владимир Путин одобрил идею создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе ООО «Оператор-ЦРПТ», «дочки» ЦРПТ.