Дерипаска нанял Rothschild для продажи доли в En+
Компания En+, контролирующая активы Олега Дерипаски в энергетике, цветной металлургии и горнорудной промышленности, привлекла франко-британский банк Rothschild для поиска инвесторов, которые могли бы приобрести акции холдинга, принадлежащие российскому миллиардеру. Как сообщает газета Financial Times со ссылкой на свои источники, в соответствии с планом, который предложил председатель совета директоров En+ Грег Баркер, поставлена цель сократить долю находящегося под санкциями США бизнесмена в компании до уровня ниже 50%.
Собеседники газеты сообщили также, что En+ обратилась в нью-йоркское рекрутинговое агентство Russell Reynolds, чтобы найти новых независимых директоров для компании. Прежде совет директоров компании покинул сам Дерипаска и еще три директора. В понедельник, 4 июня, стало известно о том, что из совета директоров компании ушел и президент группы Максим Соков. Его уход Баркер объяснил выполнением плана по привлечению в руководство независимых директоров. По его словам, список потенциальных кандидатов вскоре будет предоставлен Управлению по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США, которое следит за исполнением санкций.
На сайте En+ исчез раздел с составом совета директоров. Представитель En+ от комментариев отказался. В Rothschild и Russell Reynolds к моменту публикации материала не ответили на запросы РБК.
Сделка с политической составляющей
Привлечение Rothschild в качестве агента для поиска покупателя акций En+ является демонстрацией готовности Дерипаски идти на уступки американским властям, отмечает партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. Участие международного агента в качестве независимой стороны позволяет снизить риски неисполнения требований Минфина США, который настаивает на том, чтобы Дерипаска лишился контроля в компании, и не допустить, чтобы новыми владельцами акций стали аффилированные с бизнесменом люди или компании, считает эксперт: Rothschild несет в рамках такой сделки существенные репутационные риски, отмечает Мостовая.
Трудно представить инвестора, который бы в нынешних условиях решился купить пакет у Дерипаски, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Но не исключено, что он может появиться благодаря политическому решению Кремля, добавляет он.
Несмотря на упавшую из-за санкций капитализацию бизнеса Дерипаски, его алюминиевые активы представляются весьма интересным приобретением, прежде всего для международных металлургических компаний, считает Анатолий Юшин из адвокатского бюро «Юшин и партнеры». Но следует учитывать, что на сделку с акциями российской компании такого уровня должно быть получено разрешение как формально-юридическое — со стороны Федеральной антимонопольной службы, так и политическое — вероятно, на самом высоком уровне, говорит он.
Снизить долю в En+ бизнесмену нужно до 5 августа, согласно новой генеральной лицензии Минфина США. Изначально ведомство требовало сделать это до 7 мая, но уже дважды продлевало этот срок. Грег Баркер заявлял, что компании Дерипаски находятся в тесном контакте с властями США, но отметил, что план по соблюдению требований Вашингтона будет готов только к середине лета. Баркер также рассказал о планах En+ обратиться в Минфин США с просьбой продлить до сентября срок, до которого инвесторы смогут держать акции компаний Дерипаски.
Худалов считает, что Дерипаска со своими консультантами не уложится в заявленные сроки, но для американского Минфина не станет проблемой их вновь перенести. «Сейчас мы видим, что санкции США против российского бизнеса уже не вызывают единодушной поддержки у европейцев, особенно после того, как президент Дональд Трамп ввел пошлины на ввоз в США стали и алюминия из стран Евросоюза», — говорит Худалов. Поэтому, вероятно, давление на Минфин США усилится со стороны зарубежных клиентов UC Rusal, не желающих терять прибыльный бизнес, полагает эксперт. По его мнению, снятие санкций с компаний Дерипаски — это не вопрос нескольких месяцев, скорее всего, это займет больше времени, около года.
Убедить Минфин
Дерипаска сильнее остальных фигурантов списка SDN (Specially Designated Nationals) пострадал от санкций США: 6 апреля 2018 года под ними оказались все его крупные компании — En+, UC Rusal и группа ГАЗ. От них сразу же дистанцировалось большинство зарубежных клиентов и поставщиков, опасаясь попасть под вторичные санкции.
У UC Rusal проблемы возникли как с международными расчетными системами и банками, так и с торговыми площадками, в частности с Лондонской биржей металлов. Из-за опасений дефицита мировые цены на алюминий взлетели до максимума за семь лет — свыше $2300 за тонну. UC Rusal рискует лишиться и дивидендов «Норникеля» (по итогам 2017 года на ее долю приходится $600 млн), которые компания привыкла тратить на обслуживание своего высокого долга.
У ГАЗа заморозились переговоры с Volkswagen о поставке компонентов и о дальнейшем сотрудничестве, в том числе о заключении специального инвестиционного контракта (СПИК) по грузовым автомобилям, сообщил РБК источник, близкий к одной из сторон. В ГАЗе от комментариев отказались; в пресс-службе Volkswagen не ответили на запрос РБК.
Правительство пообещало поддержку всем попавшим под санкции компаниям. Среди возможных обсуждаемых мер — закупка алюминия в Росрезерв и перерегистрация компаний в создаваемых в России офшорных зонах, так называемых специальных административных районах в Приморье и Калининграде. Но пока конкретных решений нет, обсуждение мер поддержки продолжается, сообщали информационные агентства.
Минфин США в конце мая уточнил, на каких условиях он готов рассмотреть вопрос об отмене санкций в отношении компаний Дерипаски. Согласно сообщению ведомства от 22 мая, санкции могут быть сняты с группы ГАЗ и UC Rusal в том случае, если их перестанет контролировать сам бизнесмен или любое другое физическое или юридическое лицо, находящееся в санкционном списке SDN. В прежней редакции речь шла только про контроль со стороны Дерипаски.
En+ владеет 48% акций Rusal, но по акционерному соглашению с Sual Partners и Glencore она сохраняет над ней контроль, пока ее доля превышает 40%. Все три стороны отказываются отвечать на вопрос, будет ли оно расторгнуто в ближайшее время. En+ на прошлой неделе убрала своих представителей из совета директоров UC Rusal, заменив их менеджерами заводов компании.
Минфин США официально не обозначал порог, до которого Дерипаске необходимо снизить долю в подконтрольных компаниях. Агентство Bloomberg со ссылкой на источник в администрации США сообщало, что ведомство будет готово снять санкции с En+ в том случае, если в собственности миллиардера останется доля 40% (сейчас 66%).
Крупные сделки Rothschild
Инвестиционный международный банк Rothschild помогал организовывать такие сделки, как продажа российскими миллиардерами доли в ТНК-ВР за $28 млрд «Роснефти» в 2013 году и приобретение Сбербанком турецкого DenizBank за $3,5 млрд в 2012 году. Эту компанию привлекал «Мечел», находившийся на грани банкротства в 2015 году, для переговоров с банками-кредиторами, не желавшими реструктурировать его огромные долги. Президент Украины Петр Порошенко нанимал Rothschild для продажи кондитерской компании Roshen. Но из-за отсутствия интереса к ней со стороны потенциальных покупателей Порошенко в итоге передал свою 85-процентную долю в компании в Rothschild Trust.
Представитель династии Ротшильдов Натаниэль Филип — давний партнер Олега Дерипаски, в 2009–2012 годах он был сопредседателем совета директоров En+.