Glencore и QIA расторгли соглашение о продаже 14,16% акций «Роснефти»
Консорциум швейцарского трейдера Glencore и катарского фонда QIA расторг соглашение о продаже 14,16% акций «Роснефти» китайской нефтегазовой компании CEFC. Об этом говорится в сообщении Glencore.
«Консорциум сегодня направил уведомление в CEFC о расторжении этого соглашения в соответствии с его условиями, и, соответственно, эта планируемая продажа не состоится», — говорится в сообщении.
Консорциум, образованный в декабре 2016 года для приватизации 19% «Роснефти», также прекращает свое существование. По условиям соглашения между его участниками, с 7 мая 2018 года большая часть принадлежащих консорциуму акций «Роснефти» отойдет фонду QIA (18,93%), в собственности Glencore останутся 0,57% акций.
В «Роснефти» заявили, что компания поддерживает решение своих акционеров. «Компания не имеет отношения к изменению холдинговой структуры консорциума Glencore-QIA, но в то же время «Роснефть» поддерживает решение своих акционеров о переходе на прямое владение акциями, динамика стоимости которых (с 15-процентным ростом в долларовом выражении) показала эффективность вложений инвесторов в рамках недавней приватизационной сделки», — сообщили РБК в компании. Несмотря на то что китайская CEFC не получит акции «Роснефти», китайское направление «есть и будет стратегическим для развития бизнеса», подчеркнули в компании.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил РБК, что QIA становится «нашим стратегическим инвестором, сопоставимым с BP». «Если раньше для них (катарцев. — РБК) это была портфельная инвестиция, они размышляли, как эффективней реализовать свой пакет, то теперь они приняли решение — естественно, для этого понадобилось время, потому что мы раньше никогда не работали вместе, — серьезно, долгосрочно, стратегически войти в компанию», — заявил он. «В ближайшее время рынок увидит целый веер различных проектов и сделок — двухсторонних и многосторонних с участием «Роснефти», с QIA и другими нашими партнерами в разных конфигурациях. Все участники сделки получили то, что хотели. Glencore тоже с большим плюсом вышла из сделки — у нее остается контракт на поставку нефти, и мы считаем Glencore партнером в области трейдинга», — добавил Михаил Леонтьев.
Представитель ВТБ, предоставлявшего CEFC кредит под залог акций «Роснефти», отказался от комментариев. РБК направил запросы в банк Intesa, предоставивший консорциуму кредит для покупки пакета акций и в QIA.
Сделку по покупке 19,5% акций «Роснефти» нефтетрейдер Glencore и суверенный фонд Qatar Investment Authority закрыли в январе 2017 года. Стоимость соглашения составила 692 млрд руб. Сделка по приватизации «Роснефти» и продаже ее акций иностранным покупателям получила поддержку на высшем государственном уровне. 25 января 2017 года президент России Владимир Путин провел в Кремле встречу с главным исполнительным директором Glencore Айваном Глайзенбергом и исполнительным директором QIA, членом королевской семьи Катара Абдуллой бин Аль Тани. В апреле 2017 года руководители QIA и Glencore были награждены российскими орденами Дружбы.
Осенью 2017 года консорциум QIA и Glencore объявил о продаже большей части пакета акций (14,16%) китайской CEFC. Сумма сделки была оценена в $9,1 млрд. Глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил, что воспринимает эту новость «с радостью». «Мы рады, что это стала именно китайская корпорация. Мы надеемся на то, что этот партнер даст возможность получения синергии от сотрудничества», — сказал Сечин. Особо глава «Роснефти» подчеркнул, что эта сделка должна завершить формирование акционерной структуры компании.
Покупка должна была быть закрыта до конца 2017 года, однако затем Glencore сообщил, что закрытие сделки перенесено на полгода, а именно на конец первого полугодия 2018 года. Причиной задержки были названы проблемы CEFC с привлечением финансирования. В начале апреля стало известно, что CEFC не перечислила вовремя консорциуму Glencore и QIA 20% от суммы сделки по покупке акций «Роснефти».
Просрочка по сделке произошла на фоне проблем, с которыми столкнулась CEFC. В начале марта стало известно, что в отношении главы компании Е Цзяньмина было начато расследование. Источники CNBS сообщили, что предприниматель был заподозрен в экономических преступлениях.
2 марта появилась информация о том, что CEFC передана под внешнее управление. Несмотря на это глава Glencore Айван Глазенберг заявлял, что «сделка все еще может состояться». Однако позднее новости об уголовном преследовании главы CEFC дополнились информацией о тяжелом финансовом состоянии китайской компании. В конце марта Bloomberg сообщил, что CEFC распродает весь свой портфель недвижимости балансовой стоимостью 20 млрд юаней ($3,2 млрд).
25 апреля источники в компании рассказали о планах руководства уволить до половины штата (около 15 тыс. человек). В компании подтвердили грядущие сокращения. «Мы пытаемся оптимизировать наш бизнес и персонал и надеемся, что сможем пережить это трудное время», — прокомментировал эту информацию представитель CEFC. Однако 2 мая стало известно, что и оставшиеся в компании сотрудники перестали получать зарплату.