«Роснефть» отстояла запасы арктической «Победы»
По данным ГКЗ, запасы углеводородов на месторождении «Победа» в Карском море составляют 130 млн т нефти и 499,2 млрд куб. м газа по категориям С1 + С2. Заседание комиссии состоялось 2 декабря этого года, сообщил министр природных ресурсов Сергей Донской, передает Интерфакс. «Роснефть» сообщила, что экспертная комиссия рекомендовала ФГУ НПП «Росгеолфонд» поставить на государственный учет месторождение «Победа» с этими запасами.
«Предварительная оценка ресурсной базы только по этой первой открытой нами ловушке – 338 млрд куб. м газа и более 100 млн т нефти, а это лишь одна из структур на данном месторождении», – заявлял президент «Роснефти» Игорь Сечин в конце сентября, когда стали известны первые результаты бурения скважины «Университетская-1» на шельфе Карского моря.
«Это уникальный результат при первом поисковом бурении на шельфе на абсолютно новом месторождении. Это наша общая победа, в ее достижении участвовали наши друзья и партнеры из ExxonMobil, Nord Atlantic Drilling, специалисты Schlumberger, Halliburton, Weatherford, Baker, Trendsetter, FMC. И мы хотим назвать это месторождение «Победа», – заявлял тогда Сечин.
Но еще в начале сентября были объявлены новые санкции против России, которые подразумевали в том числе запрет на ввоз в страну иностранного оборудования, необходимого для разработки месторождений на шельфе и добычи трудноизвлекаемой нефти на суше. Это поставило под вопрос дальнейшую совместную с американской ExxonMobil разработку скважины «Университетская-1».
Представитель «Роснефти» на момент публикации не ответил, когда начнется добыча на новом месторождении.
Неявная победа
Впрочем, говорить о скорой добыче на «Победе» пока не приходится, замечает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Окупаемыми могут стать только самые крупные, масштабные месторождения в Арктике с подтвержденными запасами. Арктическая нефть – это перспектива 2020–2015 годов, говорит эксперт. Технологий, необходимых для добычи в Арктике, недостаточно не только в России, но и в мире вообще. Кроме того, подчеркивает Нестеров, подтвержденные запасы «Победы» недостаточно велики и требуют доразведки. «Необходимо иметь запасы категорий А, В, С1. Например, если на «Победе» 80% запасов C2 и 20% C1, то обычно при доразведке только половина от С2 (предварительно оцененные) переходит в C1 (разведанные). В таком случае извлекаемые запасы месторождения составят лишь 65 млн т», – объясняет эксперт.
Через несколько дней после открытия месторождения «Победа» Exxon заявила, что сворачивает почти всю деятельность в России из-за санкций. В условиях санкций «Роснефти» будет особенно сложно найти замену ExxonMobil, даже среди китайских компаний, считает Нестеров. По его оценкам, только в одну скважину придется вложить $700 млн. Вряд ли это будет кому-то интересно при нынешних ценах на нефть – около $70 за баррель, замечает он.
«Роснефть» готова продолжить разработку шельфа Карского моря самостоятельно, говорил ранее Сечин. 1 декабря сразу три скандинавские компании – операторы специализированных арктических судов сообщили, что российская компания досрочно расторгает с ними контракты. «Карморнефтегаз» – арктическое СП «Роснефти» и Exxon – расторгло договоры фрахтования судов для работы в Карском море в 2015 году. Норвежская Siem Offshore должна была предоставить три сервисных судна, Rem Offshore – два. Кроме того, датско-норвежская компания Viking Supply Ships сообщила, что «крупная нефтяная компания» уведомила о досрочном прекращении контракта на три транспортно-буксирных судна Viking на 2015 год. Генеральный директор Viking Supply Кристиан Берг сказал РБК, что договор был заключен с «Карморнефтегазом». Все три компании получат от «Карморнефтегаза» неустойку за досрочное расторжение контрактов, сообщали их представители.