В правительстве отказались от массового закрытия угольных шахт
Российским угледобывающим предприятиям может быть дана рекомендация приостановить работу шахт в случае выявления проблем с их безопасностью, говорил глава Ростехнадзора Алексей Алешин, выступая в эфире телеканала «Россия 24» 2 марта. Поводом стала авария на воркутинской шахте «Северная» компании «Воркутауголь» (входит в «Северсталь» Алексея Мордашова) в конце февраля, которая унесла жизни 36 человек.
Судьбу шахт с повышенным содержанием метана и опасностью по выбросам обсудят в понедельник, 4 апреля, на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Об этом рассказывают сотрудники нескольких компаний, представители которых примут участие в совещании, и подтверждает федеральный чиновник. Представитель Медведева не стала в пятницу подтверждать факт совещания.
Еще 16 марта на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича заместитель министра энергетики Анатолий Яновский представил список из 20 критических шахт (презентация Минэнерго есть в распоряжении РБК). В него вошли четыре воркутинские шахты «Северстали», в том числе «Северная», где произошли взрывы из-за выброса метана; восемь шахт Evraz Романа Абрамовича и партнеров; две — «Мечел-Майнинг» Игоря Зюзина (см. инфографику).
На том же совещании прозвучала идея закрыть все угольные шахты с опасным содержанием метана и пыли и развивать открытую добычу. С таким предложением выступил владелец «Мечела» Игорь Зюзин, писали «Ведомости».
Как удалось выяснить РБК, о массовом закрытии шахт с повышенной вероятностью аварии речи пока не идет. Согласно проекту протокола совещания у премьера (также есть в распоряжении РБК), правительство планирует поэтапно ликвидировать лишь убыточные шахты в Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске.
Шахты в Киселевске и Анжеро-Судженске не упоминались в списке Минэнерго как опасные. В Прокопьевске две муниципальные шахты — им. Дзержинского и «Красногорская». Из них в списке Яновского была только шахта «Красногорская». Представитель Дворковича не смогла сказать, будет ли закрыта Шахта им. Дзержинского.
Крупнейшие аварии на российских шахтах
«Ульяновская», 110 погибших
19 марта 2007 года 110 человек погибли в результате взрывов метановоздушной смеси и угольной пыли на шахте «Ульяновская». Скопление газа, как писал ИТАР-ТАСС, произошло из-за намеренного выведения из строя газозащитного оборудования по указанию руководства. В ноябре 2010 года суд признал виновными диспетчера шахты Владимира Полуянова, приговоренного к трем с половиной годам колонии-поселения, и инженера участка вентиляции и техники безопасности Нину Бычкову, получившую три года условного заключения.
«Распадская», 91 погибший
91 человек погиб в результате двух взрывов метана на шахте «Распадская» 8–9 мая 2010 года. Еще около 100 человек получили ранения, а тела 11 погибших так и не были найдены. Основными причинами аварии стало отсутствие должного контроля за соблюдением правил безопасности. В январе 2015 года СК РФ объявил об окончании предварительного следствия основным фигурантам дела: бывшим директору «Распадской» Игорю Волкову, главному инженеру шахты Андрею Дружинину, его первому заместителю Владиславу Вальцу, а также техническому директору Распадской угольной компании Анатолию Рыжову.
«Зыряновская», 67 погибших
В результате взрыва метана и угольной пыли на шахте «Зыряновская» 2 декабря 1997 года погибли 67 человек. Причиной катастрофы стали действия комбайнера, который раздавил качалкой комбайна самоспасатель, спровоцировавший взрыв неожиданно появившегося в забое газа. Никто из горняков и руководителей шахты наказания не понес.
«Тайжина», 47 погибших
47 горняков погибли при взрыве метана на шахте «Тайжина» 10 апреля 2004 года. В июле того же года стало известно, что прокуратура Кемеровской области прекратила расследование уголовного дела по факту гибели горняков. По мнению следствия, авария произошла из-за совокупности природных факторов. После этого «Тайжину» переименовали во второй район шахты «Осинниковская».
«Юбилейная», 39 погибших
В результате взрыва метановоздушной смеси на шахте «Юбилейная» 24 мая 2007 года погибли 39 человек. Комиссия Ростехнадзора установила 35 лиц, ответственных за аварию. В их числе генеральный директор «Южкузбассугля» Георгий Лаврик, который, по мнению специалистов, не обеспечил контроль соблюдения безопасных условий труда на шахте. Экономический ущерб от аварии на шахте составил 167,7 млн руб.
«Северная», 36 погибших
Авария на шахте «Северная» произошла 25 февраля 2016 года. Внезапный выброс метана на глубине 780 м привел к взрывам. Четыре человека погибли, 81 удалось эвакуировать. Еще 26 человек, оставшихся в шахте, решено было считать погибшими. В ночь на 28 февраля в шахте произошел еще один взрыв: погибли пять горноспасателей и один работник шахты. В начале марта СК начал обыски на шахте, а позже технический совет по ликвидации последствий аварии принял решение затопить ее водой.
Минфину предлагается заложить в федеральный бюджет на 2017–2019 годы 1,7 млрд руб. на ликвидацию шахт и переселение людей. Дозвониться до представителя «СДС-уголь» (владеет шахтой в Киселевске) не удалось, а в УК «Заречная» (шахта в Анжеро-Судженске) на запрос не ответили. Сотрудник компании сказал, что шахта и так находится в состоянии банкротства.
В основном поручения в проекте протокола касаются повышения мер безопасности работы горняков и совершенствования систем оповещения и предотвращения аварий. Например, Минэнерго, Ростехнадзору, МЧС, Минприроды, Роснедрам и заинтересованным компаниям планируется поручить создать комиссию для анализа работы шахт первой категории опасности.
Сейчас массовое закрытие опасных шахт практически невозможно, говорил в марте гендиректор «Распадской» (одна из шахт компании оказалась в списке Минэнерго) Сергей Степанов во время конференц-колла с аналитиками 29 марта. В наиболее загазованных шахтах добывается премиальный уголь, сырье из карьеров уступает по качеству, пояснял он. По словам Степанова, альтернативой может сталь импортный уголь, но он будет обходиться российским металлургам дороже на $0,5–1 млрд в год.
К тому же сталелитейные мощности в России, как правило, строились под уголь конкретных месторождений и перестроить домны на другое сырье практически невозможно, пояснили РБК источники в двух металлургических компаниях.
Правительство еще может вернуться к вопросу закрытия опасных шахт, уверены источники РБК в отрасли. В проекте протокола совещания у Медведева стоит поручение профильным министерствам проработать вопрос о замещении воркутинских углей на другое сырье. Однако источник, близкий к «Северстали», утверждает, что «о закрытии производства в Воркуте в ближайшие годы речь не идет».