Погрузка РЖД снизилась в первый месяц действия новых правил перевозки
Погрузка РЖД в январе 2025-го после вступления в силу Правил недискриминационного доступа (ПНД, были приостановлены с весны 2022 года. — РБК) снизилась на 1,8% к аналогичному периоду прошлого года, до 93,1 млн т. Наилучшая динамика перевозок зафиксирована в отправках каменного угля (прирост к январю 2024 года составил 2,1%, до 29,7 млн т), железной руды (+3,9%, до 8,8 млн т), металлолома (+17,4%, до 474,4 млн т), удобрений (+10,7%, до 6,2 млн т), цветной руды (+1,9%, до 1,4 млн т) и химикатов (+2,4%, до 1,8 млн т).
Ранее снижение погрузки по итогам первого месяца нового года анонсировал журналистам замгендиректора — начальник центральной дирекции управления движением РЖД Михаил Глазков, поясняя, что с возобновлением действия ПНД изменилась конъюнктура рынка грузовых перевозок. «Возможности перевозки немножко изменились, поехали грузы, которые дают большую добавочную стоимость и больший вклад в ВВП, чем грузы, которые имели преимущество в прошлом году», — сказал топ-менеджер. Речь идет о грузах в контейнерах, нефтяных, металлургических грузах, ранее вытесняемых углем из-за преференций со стороны РЖД добывающим регионам (в 2024 году квота на вывоз твердого топлива на экспорт в восточном направлении предоставлялась шести регионам в объеме 99,3 млн т, на этот год она предусмотрена только для Кузбасса. — РБК). На восточном направлении рост погрузки в январе к январю 2024 года составил 8,6%.
Финансовые потери РЖД из-за соглашений с Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой в 2024 году на гарантированную доставку угля, по оценке Института экономики и развития транспорта (дочернее предприятие холдинга), составят 206 млрд руб., потери ВВП России — более 100 млрд руб. Несмотря на преференции угольщиков, в 2024 году перевозки твердого топлива ежемесячно снижались, прирост на уровне 3,1% был отмечен только в декабре.
Как пояснил РБК представитель РЖД, «основной вклад» в сокращение январской погрузки внесло снижение объемов предъявления стройматериалов (на 27,2%, до 5,2 млн т) из-за завершения крупных строек и переноса «вправо» сроков реализации ряда новых автодорожных проектов. В целом снижение массы перевозимых грузов не пропорционально их объему. Например, масса одного поезда с углем или стройматериалами в среднем на 15–20% больше, чем поезда с нефтяными грузами или металлоломом, или в два-три раза больше, чем контейнерного поезда. «Несмотря на снижение абсолютного показателя погрузки, пропускные способности железнодорожной инфраструктуры задействованы на максимальном уровне. Об увеличении объемов выполняемой перевозочной работы свидетельствует и тарифный грузооборот (показатель характеризует дальность перевозки. — РБК), который вырос на 6%», — пояснили в пресс-службе РЖД. Погрузка угля выросла в основном за счет увеличения объемов перевозок в направлении портов Дальнего Востока — более чем на 5%, а также в направлении портов Юга — почти на 70%.
Поскольку по ряду номенклатур, среди которых черные металлы (падение их перевозки в январе составило 9,5%, до 4,7 млн т), цемент (-10,2, до 1 млн т), стройматериалы и зерно (-26,1%, до 1,8 млн т), произошло снижение, это ослабило нагрузку на сеть РЖД, в связи с чем удалось улучшить динамику по другим грузам, в частности, каменному углю, указывает Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». «К сожалению, пока рано говорить о том, что этот тренд устойчивый, потому что по мере того, как будут увеличиться перевозки, мы будем сталкиваться с тем же набором проблем (дефицитом кадров, проблемами с техническим состоянием локомотивного парка, запретами на отправку порожних вагонов и прочими), который не позволил осуществлять отгрузки в объеме, в котором были готовы грузовладельцы (в течение всего 2024 года на сети РЖД отмечалось снижение погрузки, пик пришелся на сентябрь, когда падение достигло 6,3%. — РБК)», — поясняет он. По мнению эксперта, влияние ПНД на перевозки сейчас «достаточно ограниченно» в связи с падением отгрузок некоторых грузов за счет чего конкуренция между грузоотправителями «не была такой острой».
По оценке Владимира Савчука, замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), планы РЖД по замещению угля другими высокодоходными грузами «труднореализуемы» в силу состояния экономики и санкций. Без угля «трудно» не только загружать железнодорожную инфраструктуру, но и достигать «хороших показателей» по производительности и скорости перевозок.
Среди факторов снижения погрузки стройматериалов в ИПЕМ отмечают дефицит порожних вагонов под погрузку. «Например, производители щебня готовы были отгрузить в январе больше продукции в рамках зимнего завоза, операторы давали привлекательные пониженные тарифы под перевозку стройгрузов. Однако, не все порожние вагоны смогли заадресовать и доехать до станций погрузки», — пояснил Савчук.
Читайте РБК в Telegram.