Московские власти пригрозили через месяц начать процедуру запрета Uber
В интервью радиостанции «Говорит Москва» глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов выразил надежду на то, что интернет-агрегатор такси Uber в ближайший месяц подпишет соглашение со столичными властями. «Если нет, то у нас есть законное право и обязанность обратиться в правоохранительные органы и начать процедуру, связанную с запрещением деятельности», — сказал чиновник.
Ликсутов рассказал, что соглашение с Uber должно было быть подписано еще до конца 2015 года, однако интернет-агрегатор такси попросил сначала отсрочку до конца января, потом еще на 10 дней, объяснив это корпоративными процедурами.
«Мы плотно работаем с департаментом транспорта Москвы, в том числе и по вопросу информационного соглашения. Нам удалось прийти к некой версии документа, устраивающей обе стороны», — сказала РБК представитель российского офиса Uber Евгения Шипова. Она затруднилась сказать относительно сроков подписания соглашения, но отметила, что, в принципе, компания готова его подписывать в том виде, в котором он сейчас согласован с дептрансом.
Как сообщалось ранее, дептранс требует от Uber соблюдения двух основных условий. Компания должна работать только с легальными таксистами, а также передавать данные по движению автомобилей по городу. Соответствующее соглашение об информационном взаимодействии у департамента транспорта уже подписано с сервисами «Яндекс.Такси» и Gett (ООО «ГетТакси Рус»). В рамках договоренности компании передают заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на таксомоторную деятельность, объяснял ранее РБК представитель столичного департамента транспорта.
Gett подписал соглашение с департаментом транспорта в январе 2016 года, рассказала РБК представитель компании Алена Балакирева. Впрочем, Gett задолго до подписания документа отказался от работы с «нелегалами», утверждает она.
В «Яндексе» отметили, что многостороннее соглашение о сотрудничестве компании с правительством Москвы было подписано еще осенью 2014 года и касалось оно не только такси, но и обмена открытыми данными в области транспорта и др., рассказала РБК представитель «Яндекс.Такси» Элина Ставиская. Она также отметила, что компания работала только с лицензированными таксистами до подписания документа.
Источник РБК, знакомый с условиями соглашения, также рассказал, что в нем есть второй пункт, который обязывает агрегаторы такси передавать «обезличенные» данные о свободных автомобилях на линии (подключенных к сервису) и об их движении по городу. «С одной стороны, требовать персональные данные пассажиров никто не стал и это хорошо, но с другой — передача данных об автомобилях позволит департаменту транспорта получить всю информацию о количестве автомобилей, подключенных к агрегаторам, их маршрутах и так далее», — рассуждает собеседник РБК. По его мнению, получение подобной информации позволит властям столицы посчитать, например, выручку агрегаторов в Москве, которую эти компании не раскрывают (Gett и Uber как частные компании, а «Яндекс», несмотря на то, что является публичной компанией, не выделяет выручку подразделения такси в структуре своих доходов).
Сейчас Uber работает в семи городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Кроме того, у компании масштабные планы: до конца 2016 года сервис планирует выйти еще в десяти городах России. Покрытие в 17 городов может сделать американскую компанию лидером по числу городов присутствия. Для сравнения: лидер российского рынка по заказу такси онлайн — «Яндекс.Такси» — сейчас работает в 14 городах, о планах по экспансии на текущий год в компании говорить отказались. Сервис Gett израильского предпринимателя Шахара Вайсера сейчас работает в десяти российских городах. Представитель компании также отказался обсуждать с РБК планы по развитию на 2016 год, уточнив лишь, что Gett «интересны все российские города-миллионники».
На конец 2015 года у «Яндекс.Такси» было около 60% рынка московского такси, у Gett — 20%, а у Uber — не более 10%, посчитали в Московской торгово-промышленной палате. В самом Uber отказываются называть и количество подключенных к приложению автомобилей, и число совершаемых поездок. При этом вице-президент компании Райан Грэйвс не спорит с тем, что Uber по масштабам в России пока уступает конкурентам. «В России мы пока действительно не очень большие, но в США про нас то же самое говорили два года назад. Мы запустились здесь только в 2013 году, по-настоящему развиваться, масштабировать бизнес начали только в 2015-м», — заявил Грэйвс.
Uber, работающий в 400 городах в 68 странах, — самый дорогой стартап в мире. Общий объем инвестиций в компанию превышает $8,6 млрд. Последний раунд состоялся в декабре прошлого года, писал Bloomberg: тогда Uber привлек $2,1 млрд по оценке всего бизнеса в $62,5 млрд. В числе акционеров компании есть и российские инвесторы. Например, летом 2015 года в Uber «несколько десятков миллионов долларов» вложил холдинг USM Алишера Усманова и его партнеров, писал РБК.