Siemens ответил на обвинения «Ростеха» об угрозе суверенитету России
РБК ознакомился с доводами Siemens и «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ), которые в четверг, 2 ноября, суд приобщил к материалам дела в рамках рассмотрения их иска к структурам «Ростеха» из-за поставок газовых турбин в Крым (см. врез). Они изложены в документе, содержание которого РБК пересказали два человека, близкие к одной из сторон процесса.
О чем спор
В марте 2015 года СТГТ продала структуре «Ростеха» ОАО «ВО Технопромэкспорт» четыре газовые турбины Siemens, которые, несмотря на условия контракта, оказались не на Таманском полуострове, а в Крыму. В июле и сентябре 2017 года Siemens и СТГТ подали два иска к ОАО «ВО Технопромэкспорт» и ООО «ВО Технопромэкспорт» (последний перекупил турбины и строит электростанции в Крыму) о признании первоначального контракта и договора перепродажи недействительными.
«Дочки» «Ростеха» в ответ заявили, что немецкий концерн пытается принудительно привести в исполнение незаконные экономические санкции Европейского союза против России, об этом российские компании писали в отзыве на иск, рассказали РБК два человека, близкие к одной из сторон процесса и знакомые с документом. Единственная цель иска Siemens — соблюсти санкции ЕС против России, что нарушает суверенитет страны, а также противоречит принципу экономического пространства свободного перемещения товаров на территории страны, указывали юристы обеих «дочек» «Ростеха» в отзыве и встречном иске.
Siemens не согласен с обвинениями компаний «Ростеха» о соблюдении европейских санкций против России и угрозе суверенитету страны.
В договоре о поставке турбин от 10 марта 2015 года действительно есть несколько санкционных оговорок о том, что турбины никоим образом не должны попасть в Крым, говорится в документе Siemens. Но согласно одному из пунктов договора завод СТГТ, подконтрольный Siemens, не обязан выполнять соглашение, если это затрудняют ограничения, вытекающие из международной внешней торговли, включая эмбарго или иные санкции, введенные Российской Федерацией, ООН, Европейским союзом и США, которые могут привести к наложению на компанию группы Siemens санкций и штрафов.
СТГТ и «Технопромэкспорт» прописали в договоре обязательное соблюдение санкций, наложенных в том числе Россией и ООН, поэтому «санкционную оговорку» в контракте можно считать сбалансированной, объясняют собеседники РБК позицию Siemens. Нельзя сказать, что немецкий концерн таким образом пытался соблюсти только санкции ЕС, настаивает истец. Санкции, торговые ограничения и эмбарго — это «постоянный факт», который оказывает влияние на международную торговлю и внешнеэкономические связи, их вынуждены соблюдать все участники гражданского товарооборота независимо от того, в какой стране они находятся, пересказывают позицию Siemens собеседники РБК.
Даже крупнейшие российские компании, в том числе подконтрольные государству, «сообразуют свои действия» с санкционными ограничениями, в том числе Европейского союза, указывает Siemens. Яркий пример — Сбербанк. В отзыве Siemens даже приводит цитату главы Сбербанка Германа Грефа, рассказывают собеседники РБК. «Мы должны понимать, что наше присутствие в Крыму автоматически означает подпадание нас под очень широкий спектр санкций, не только которые есть сейчас... Последствия для экономики страны могут быть таковы, что даже пока не может идти речи о начале нашей работы в Крыму», — заявил Греф в конце мая. Об этом же он говорил 20 октября на лекции в ходе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи: «Нет такой схемы, которая позволила бы нам работать, не попав под весь пул санкций» (цитата по «РИА Новости»).
«Технопромэкспорт» находится под секторальными санкциями США с 2014 года, в SDN-листе (санкции, замораживающие активы компании в США) — с декабря 2015 года, напомнил представитель «Технопромэкспорта». «С этого момента наши партнеры, если следовать их логике, могли отказаться от контракта, но не сделали этого», — указывает он. По этой причине разговоры о том, что Siemens сейчас пытается добиться соблюдения не только санкций ЕС, но и мировых санкций, — от лукавого, заключает представитель компании. Представитель Siemens отказался от комментариев.