Бразильский спрут: в чем обвиняют богатейшего банкира в мире
Вопросы к «штатнику»
В Бразилии предъявлены обвинения руководителю финансовой Safra Group Джозефу Сафре, богатейшему банкиру на планете, по версии журнала Forbes. Прокуратура страны в четверг передала в суд материалы, из которых следует, что Сафра обвиняется в коррупции. Вместе с миллиардером по делу о якобы планировавшемся подкупе сотрудников налоговых органов проходят еще пятеро сотрудников финансовой империи Сафры. Их имена и должности, за исключением одного менеджера, не раскрываются.
По версии следствия, Safra Group готовилась передать сотрудникам налоговых органов взятку 15,3 млн реалов ($4,2 млн), чтобы те поспособствовали пересмотру имеющихся к группе налоговых претензий в размере 1,8 млрд реалов ($500 млн). Сафра не участвовал в реализации плана подкупа напрямую, но у следствия якобы есть доказательства, что один из топ-менеджеров компании, замешанный в этом деле, действовал по его инструкциям.
Доказательства собраны в обвинительном заключении. Речь идет в том числе о перехваченном разговоре между директором зарегистрированного на Каймановых Островах банка Safra Limited Жуаном Инасиу Пугой и сотрудниками налоговых органов. В этом разговоре Пуга якобы ссылался на решения человека, которого он называл «штатником». Прокуратура подозревает, что финансист имел в виду именно Сафру. «Иными словами, Пуга был его агентом», — цитирует The Guardian обвинительное заключение. Само заключение передано в суд столицы Бразилии. Теперь суду предстоит изучить материалы следствия и решить, достаточно ли их для начала разбирательств, пишет Financial Times.
Safra Group считает обвинения необоснованными. «Ни один из представителей группы не предлагал вознаграждение каким-либо чиновникам, группа не получала никаких преимуществ при вынесении административных решений», — утверждает компания в пресс-релизе.
Если вина фигурантов дела тем не менее будет доказана, им грозит до 12 лет лишения свободы и крупные штрафы, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на представителей обвинения.
Кто такой Джозеф Сафра
Джозеф Сафра — представитель четвертого поколения банковской династии Сафра. Журнал Forbes оценивает его состояние в $18,4 млрд, Fortune — в $18,6 млрд. Согласно индексу миллиардеров Bloomberg, он занимает 63-е место в рейтинге богатейших людей мира с состоянием $13,6 млрд.
Основу его благосостояния составляют банк Banco Safra S.A. (по данным Bloomberg, это девятый в Бразилии банк по размеру активов — $45 млрд) и швейцарский банковский холдинг J.Safra Sarasin. Ему также принадлежат Safra National Bank of New York и многочисленные объекты недвижимости по всему миру.
В последние годы Safra Group совершила несколько крупных сделок: приобрела за ₤726 млн небоскреб «Сент Мэри-Экс, 30» в Лондоне, через подконтрольную группе Sucocitrico Cutrale выкупила крупнейшего американского экспортера фруктов Chiquita за $1,3 млрд. Кроме того, банковский холдинг J. Safra Sarasin купил швейцарское розничное подразделение Morgan Stanley, а в 2016-м планирует завершить сделку по покупке розничного подразделения Crédit Suisse в Монако и Гибралтаре. Стоимость обеих сделок не раскрывается.
Операция «Зелот»
Расследование в отношении Safra Group проходит в рамках операции «Зелот», инициированной федеральной прокуратурой, федеральной полицией, Службой внутренних доходов и Главным финансовым инспектором Бразилии в феврале 2014 года. Поводом для расследования послужило анонимное письмо, в котором рассказывалось о преступном сговоре чиновников Минфина с бизнесом.
Сейчас бразильские власти считают, что по меньшей мере 70 бразильских компаний платили взятки чиновникам специального подразделения Минфина страны — административному совету по апелляциям по налоговым спорам (CARF) — в обмен на вынесение выгодных для них решений. Следователей заинтересовали 74 случая, произошедших с 2005 по 2013 год, когда CARF отменяла постановления Службы внутренних доходов о взыскании налогов. Уже доказанная сумма ущерба государству составила $1,63 млрд и может вырасти вплоть до $5,96 млрд.
При этом сотрудники CARF использовали свое право на доступ к внутренней информации, чтобы выявить «потенциальных клиентов»: с ними затем налаживался контакт через консалтинговые и юридические компании. Суммы откатов составляли до 10% — когда компаниям требовалось скостить задолженность на сумму не менее 1 млрд реалов ($275,3 млн).
В числе компаний, в отношении которых проводятся проверки, промышленные, инжиниринговые, сельскохозяйственные и финансовые группы, в том числе Safra Group. Как сообщали источники Reuters в марте прошлого года, в ходе расследования в штаб-квартирах банка Safra были проведены обыски.
В поле зрения силовиков также попали: консалтинговая компания LFT Marketing Esportivo, принадлежащая Луису Клаудиу Луле да Силве, сыну бывшего президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы, а также крупнейшая в Бразилии сталелитейная компания Gerdau, которая якобы уклонялась от уплаты налоговой задолженности на сумму 1,5 млрд реалов ($379 млн). Как писала газета Financial Times, в феврале прошлого года следствие выдало 18 ордеров на обыски в офисах компании в пяти штатах Бразилии и вызвало на допрос гендиректора компании Андре Жердау Йоханнпетера, чей отец — один из ближайших советников президента Дилмы Руссефф.
Политическая расплата
Операция «Зелот» проходит параллельно с расследованием коррупционных схем в государственной компании Petrobras. В ходе операции «Автомойка», которая идет с марта 2014 года, обвинения в коррупции были предъявлены более чем сотне ведущих политиков и предпринимателей страны. Следствие обвиняет их в организации преступной схемы, которая заключалась в том, что компании получали контракты в обмен на откаты чиновникам и законодателям. Среди арестованных — казначей правящей Трудовой партии Жоан Ваккари, лидер ее фракции в сенате Дельсидиу Амараль и один из богатейших предпринимателей Бразилии, участник списка Forbes, банкир Андре Эстевес (его состояние на момент ареста оценивалось в $1,81 млрд). Petrobras оценивает свой ущерб в $2,1 млрд.
В начале марта на допрос был вызвал и бывший президент да Силва — его подозревают в незаконном лоббизме и «торговле влиянием». Сменившая его президент Руссефф также могла быть причастна к коррупционным схемам Petrobras, в 2003–2010 годах она была председателем совета директоров компании. В настоящее время в отношении нее инициирована процедура импичмента по подозрению в подтасовке данных бюджета и махинациях в ходе избирательной кампании.