Фридман покинул совет директоров VEON
Михаил Фридман, попавший под санкции Евросоюза, покинул совет директоров VEON, сообщается на сайте холдинга. Решение вступило в силу 28 февраля. Фридман был членом совета директоров компании с 2010 года.
VEON — компания, контролирующая телекоммуникационные активы в странах СНГ и в ряде стран Азии и Африки. В России VEON владеет телекоммуникационной компанией «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). 47,9% акций VEON принадлежит LetterOne, которая входит в «Альфа-Групп» Фридмана и партнеров.
На фоне российской военной операции на Украине VEON отказалась от прогнозных заявлений на 2022 год. В 2021 году выручка VEON составила $7,7 млн, чистая прибыль — $801 млн, EBITDA — $3,3 млн.
Накануне, 28 февраля, Евросоюз ввел новые санкции против России в связи с военной операцией на Украине. Помимо чиновников и политиков под ограничения попали бизнесмены и руководители компаний. Среди них Фридман, Алексей Мордашов, Алишер Усманов, Петр Авен, виолончелист Сергей Ролдугин, председатель совета директоров Шереметьево Александр Пономаренко (решил уйти с поста после санкций), Геннадий Тимченко, а также глава «Роснефти» Игорь Сечин, глава «Транснефти» Николай Токарев и глава Промсвязьбанка Петр Фрадков.
Фридман — основной владелец группы LetterOne Holdings. Ей принадлежат доли в VEON и в крупнейшей в Европе нефтегазовой компании Wintershall DEA (27,3%). Фридман также является крупнейшим совладельцем активов консорциума «Альфа-Групп» (Альфа-банка, «АльфаСтрахование», X5 Retail Group). Однако ни в L1, ни в «Альфа-Групп» у него нет контроля.
Cостояние Фридмана, по оценке российского Forbes, на конец 2021 года составляло $15,5 млрд; по оценке активов Forbes Real-Time по состоянию на 1 марта — $13,2 млрд.
ЕС обосновал санкции против Фридмана тем, что бизнесмену «удалось наладить прочные связи с администрацией [президента России] Владимира Путина и его называют главным российским финансистом и помощником путинского ближнего круга». Как утверждают в Евросоюзе, Фридман и Авен «участвовали в попытках Кремля по снятию санкций США, введенных для противодействия агрессивной политике России в отношении Украины».
И Фридман, и Авен заявили, что планируют оспорить санкции ЕС. Они назвали решение ЕС необоснованным и способным нанести «неоправданный ущерб» сотрудникам, клиентам, партнерам и бизнесу.